Монастырь Преподобного Иова Почаевского (Ладомирова)

Монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомировой (словацк. Monastier prepodobného Jova Počajevského v Ladomirovej) — православный мужской монастырь, действовавший с 1923 по 1946 годы в селе Ладомирова (ныне район Свидник, Словакия). Монастырь (братство Иова Почаевского) формально находился в юрисдикции Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской православной церкви, однако фактически руководство осуществлялось Виталием (Максименко).

В монастыре проживали многие известные священнослужители и монашествующие РПЦЗ. Обитель, содержащая собственную типографию, была известна своей энергичной и широкомасштабной деятельностью по изданию и распространению религиозной литературы. Братство сыграло важнейшую роль в распространении православия в Словакии.

История

В начале 1920-х годов в этой местности население нескольких сёл вернулось из униатства к Православию. Инициаторами такого перехода здесь были местные крестьяне, побывавшие на заработках в Америке и там перешедшие в Православие. Тем не менее православного священника там не было.

Об этом узнал находившийся в Сербии архимандрит Виталий (Максименко), изгнанный польскими властями из Почаевской лавры. Он приехал в Ладомирову 25 марта 1923 года, где вместе с примкнувшими к нему иноками стал создавать новый монастырский очаг.. Архимандрит Виталий ставил своей целью миссионерскую деятельность по распространению Православия в Пряшевской Руси и, кроме того, создание по поручению Архиерейского Синода РПЦЗ типографии, которая бы продолжила традиции почаевской.

29 октября 1923 года по представлению архимандрита Виталия архиепископ Савватий (Врабец) утвердил образование в Словакии Миссионерского стана и начальником миссии назначил архимандрита Виталия. 21 ноября 1923 года была заложена каменная церковь святого Архангела Михаила. Освящение фундамента совершил епископ Вениамин (Федченков) в сослужении архимандрита Виталия. Строительство церкви по проекту инженера Владимира Леонтьева завершилось через год, освятил её архиепископ Савватий.

В январе 1924 года в Вышнем Свиднике в арендованном помещении на втором этаже над корчмой начала работу монастырская типография. В том же году рядом с Михайловской церковью началась постройка деревянного дома, в котором должна была разместиться миссия и типография. В строительстве участвовал недавно поступивший в братство монах Игнатий (Чокина), первый постриженник из местного населения. Строительство завершилось в 1926, и типография переехала в Ладомирову.

Позднее были возведены большой типографский корпус с домовой церковью, трапезная, экономический корпус, странноприимница и каменная часовня Владимирской иконы Божией Матери на военном кладбище в Ладомировой, где находились братские могилы русских воинов, павших в Мировой войне.

Архиепископ Нафанаил (Львов) позднее писал, что архимандрит Виталий начал работы по основанию типографии с пражскими русскими студентами, «приезжавшими к нему на вакации, по рекомендации епископа Пражского Сергия. Мало, кто удерживался у о. Виталия. Слишком уж суровы были условия жизни».

Большую помощь в основании типографии и православной миссии в Ладомировой оказал Юрий Лажо, бывший в 1920—1924 годы депутатом Чехословацкого парламента, активно защищавший права закарпатских русинов. Он также был устроителем православной церкви Пресвятой Троицы в Вышнем Свиднике. Юрий Лажо сотрудничал с миссией до своей кончины 29 мая 1929 года.

В 1934 году архимандрит Виталий был хиротонисан во епископа и направлен в Нью-Йорк для окормления русских эмигрантов в Америке. Владыка оставил своим заместителем по братии архимандрита Серафима (Иванова).

В годы Второй мировой войны церковная литература, напечатанная в Ладомировой, распространялась среди верующих от советского Сталинграда до баварского Мюнхена.

31 июля 1944 года, ввиду приближения Красной Армии, в соответствие с указанием митрополита Анастасия, «в случае прихода большевиков, взяв с собой главные святыни, всей братии уходить всеми возможными путями», большая часть насельников покинула обитель. В день памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа по новому стилю) иноки отслужили божественную литургию и напутственный молебен и переселились в Братиславу, потом в Германию и Швейцарию.

В ходе боевых действий осенью 1944 года здания миссии в Ладомировой сильно пострадали от бомбардировки советской авиации: типографский, экономический корпуса, трапезная, странноприимница и сараи были превращены в развалины, уцелел лишь монастырский храм.

К январю 1945 года в Ладомировой добровольно остались трое насельников: возведённый в сан архимандрита Савва (Струве), который имел чехословацкое гражданство, монах Вячеслав (Нестеренко) и послушник Василий Винокуров. Незадолго до прихода советских войск словацкие коммунисты нарисовали на стенах монастырского храма серп и молот, пятиконечную звезду и написали: «Попы — каты!» [палачи], «Смерть попу!» и т. п. Однако обитель в Ладомировой под окормлением епископа Пражского Сергия (Королева) существовала ещё больше года.

В 1945 году архимандрит Савва (Струве) подал местным властям прошение о возмещении материального ущерба, нанесённого обители. Общую сумму ущерба он оценивал в 1 860 762 чехословацких кроны. Однако компенсация выплачена не была и обитель в Ладомировой более не возрождалась.

Современность

В Ладомировой остался монастырский храм с небольшим кладбищем, на котором похоронены семеро насельников монастыря. Также сохранился приходской дом. Несмотря на то, что монастырь уже несколько десятилетий не существует, село Ладомирова является значимым местом паломничества православных верующих.

13 сентября 2008 года состоялась официальная встреча епископов Кливлендского Петра (Лукьянова), и Хотинского Мелетия (Егоренко) и членов делегации Русской Зарубежной Церкви с архиепископом Прешовским Иоанном (Голоничем), епископом Комаринским Тихоном (Холлоши) и представителями Прешовской епархии. В ходе встречи, прошедшей в епархиальном управлении, стороны обсудили возможность возрождения монашеской жизни в бывшей ладомировской обители, являющейся ныне приходом Православной Церкви Чешских Земель и Словакии. После этого иерархи и духовенство направились в Ладомирово, где приняли участие в так называемом «отпусте», то есть в паломничестве православных верующих Словакии в Ладомирово.

Православная церковь Чешских земель и Словакии стремится возродить монастырь, однако, как отмечает Митрополит Христофор, это не удаётся сделать «из-за засилья униатов»: «Мы лишены даже возможности войти в храм, а там, где были монастырские ворота, униаты разводят коз. Тем не менее, мы не оставляем надежды выкупить монастырскую землю и возродить монастырь»

Настоятели

  • 1923—1934 — архимандрит Виталий (Максименко)
  • 1934—1944 — архимандрит Серафим (Иванов)
  • 1944—1946 — архимандрит Савва (Струве)

Известные насельники

  • 1938—1942 — Виталий (Устинов), митрополит, первоиерарх РПЦЗ
  • 1941—1944 — Лавр (Шкурла), митропролит, первоиерарх РПЦЗ
  • 1932—1944 — Киприан (Пыжов), архимандрит, известный иконописец
  • 1939—1944 — Нафанаил (Львов), архиепископ
  • 1942—1944 — Сергий (Четвериков), иеромонах
  • 1930-е — Мефодий (Канчуга), епископ Требишовский