Баарины

Баарины (монг. Баарин) — одно из племён, входивших в нирунскую ветвь монголов. В настоящее время этническая группа в составе южных и халха-монголов. Баарины также отмечены в составе баятов, узумчинов, хазарейцев.

История

«Сокровенное сказание монголов» гласит: Бодончар, идя лобовым, захватил беременную женщину из племени чжарчиут по имени Аданхан-Урянхачжина. Та родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что мальчик родился от пленницы, сына Бодончара прозвали Бааридай, он и стал предком рода баарин. У Бааридая был сын Чидухул Боко (Зүтгэл-бөх). У него имелось много жен, от которых родились сыновья, отчего появилось сравнение многочисленного потомства с менен (лягушки). Они-то стали родоначальниками племени менен-баарин (манан-баарин). По подсчетам исследователей, годы жизни Бодончара — конец X – начало XI вв. Если принять это как достоверный факт, то род баарин появился в начале XI в.

В летописи «Алтан Тобчи» упоминаются следующие родовые имена: багарин, маха-багарин, мэнэн-багарин, ничугун-багарин, ногон-багарин. В составе рода баарин в «Сборнике летописей» также упоминаются ветви илингут и суканут.

Бааридай, родоначальник рода баарин, по материнской линии был представителем рода жадаран. Дело в том, захваченная Бодончаром женщина из племени чжарчиут по имени Аданхан-Урянхачжина пришла к нему беременной. А родившегося от нее ребенка назвали Жажирдай-Чжадарадай, он стал предком рода жадаран. Таким образом, жадаран и баарин — единоутробные братья. Поскольку Бааридай является сыном Бодончара, то баарин по отцовской линии относится к роду борджигин.

В XI—XII вв. род баарин подчинился предкам Чингисхана и входил в состав коренных монголов — нирун. С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. Чингисхан пожаловал Хорчи-нойону три мингана бааринов, объединил их с племенами чонос, төөлис и теленгут в один тумен. Хорчи стал темником лесных народов. Помимо этого, из рода баарин часть была отдана темнику Наяа — владетелю центральной «тьмы» («тумена», от числительного, обозначающего в монгольском языке 10 тысяч), а другие подчинились младшему сыну Чингисхана — Тулую.

Также великий хан даровал старцу Усун из рода баарин нойонский сан (объявив его государственным аманом). Ему было пожаловано право облачаться в белую шубу, садиться на белого коня и на высокий трон. При Хубилае прославился военачальник Баян из рода баарин. Все это говорит о том, что в XIII в. авторитет рода баарин был весьма высоким.

После падения династии Юань часть бааринов вошла в состав халхаского тумена Восточной Монголии. Имеющиеся среди халхов баарин и есть потомки тех баарин, которые были пожалованы Тулую, младшему сыну Чингисхана, и находились в составе центрального тумена. Вплоть до XV в. они подчинялись потомкам Тулуя.

В конце первой половины XIV в. Батумунху Даян-хан (1464—1524) наделил своих сыновей собственностью, баарины из среды халхов вместе с жарууд, хонхират, баят и ужээд были отданы его пятому сыну Алчуболду, благодаря чему род баарин составил один из пяти южных халхаских отоков. С цинским завоеванием Внутренней Монголии баарины оказались в составе Зуу-Удинского сейма, разделившись на два хошуна. Владетели этих хошунов — нойоны и тайджи — были потомками Алчуболда, представителя 16-го поколения Чингисхана.

Что касается времени перехода баарин в различные роды: среди предков современных ойратов Убсунурского аймака они появились еще со времени правления Хорчи лесными народами. Вплоть до конца XVII в. баарины появлялись среди халхов. Так, в XVII в. некоторые князья из Дзасагтухановского аймака, вторгшись во Внутреннюю Монголию, захватывали людей и скот из бааринских хошунов. Это, возможно, наложило отпечаток на то, что в Гоби-Алтайском и Кобдоском аймаках проживает значительное количество людей из рода баарин.

Баарины вошли в состав некоторых тюркских народов: род барын (баарын) в составе башкиров, киргизов, крымских татар (барыны), узбеков, род паратан в составе хакасов. Также к числу потомков бааринов некоторые исследователи относят уйсунов в составе казахов.

Этноним

Происхождение этнонима баарин можно выявить в контексте значения монгольского слова баар. В словарях монгольского языка имеются следующие слова: баарах — провиниться; баараггүй — невинный; баараг — небрежность, неосторожность, нечисто; баараггүй — надежный, точный; барах — дать осечку, сделать промах; бааруу — отказываться, отпираться, не уверенный. Есть еще одно словосочетание — баар алт, на русский язык переводится «золото с примесью». Как отмечено выше, родоначальника баарин назвали Бааридаем, поскольку родился от пленницы Бодончара, т. е. не от жены Бодончара, а от другой женщины, ибо слово «баарин» в корне своем сходно со словами баар, бааруу, баараг, означающих провинный или нечистый. Если быть еще точнее, то этническое название баарин возникло от монгольского слова со значением «нечистое, ненастоящее или нарочитое».

Современность

В настоящее время баарины проживают на территории двух хошунов Внутренней Монголии: Байрин-Цзоци, Байрин-Юци. В Монголии баарины зарегистрированы в сомонах Хөхморьт, Дарви, Тонхил, Тайшир, Бигэр, Чандмань, Эрдэнэ, Төгрөг, Бугат Гоби-Алтайского аймака; сомонах Сайхандулаан, Хубсугул Восточно-Гобийского аймака; сомонах Өндөршил, Өлзийт, Сайнцагаан, Луус, Сайхан-Обо Средне-Гобийского аймака; сомоне Алдархан Завханского аймака; сомонах Баянгол, Сант Убурхангайского; сомонах Цогтцэций, Манлай Южно-Гобийского аймака; сомонах Зуунговь, Баруунтуруун, Наранбулаг Убсунурского аймака; сомонах Чандмань, Дарви и Цэцэг Кобдоского аймака.

В Монголии проживают носители родовых фамилий Баарин, Манан Баарин. Баарины отмечены в составе халха-монголов, баятов, узумчинов. Баарины, осевшие в Афганистане, образовали одно из племен в составе хазарейцев — бахрин.

Одной из ветвей бааринов являлись ничигут-баарин (нүцгэн баарин). Их потомки впоследствии стали носителями родовых названий нүцгэн и нүцгэд. Род зарегистрирован в сомоне Халхгол Восточного аймака Монголии. Носители родовой фамилии Нүцгэд проживают в Улан-Баторе и аймаках: Баян-Улгий, Ховд, Туве, Дархан-Уул; Нүцгэн — в Улан-Баторе и аймаках: Ховд, Туве, Дархан-Уул. В состав алтайских урянхайцев входит род харчин нуцгэд. Во Внутренней Монголии представители рода нүцгэд известны в составе чахаров.