Icon (альбом Paradise Lost)

Icon (с англ. — «Икона») — четвёртый студийный альбом британской дум-метал группы Paradise Lost, выпущенный 28 сентября 1993 году лейблом Music for Nations.

На данном релизе участники группы отходят от привычного в ранних работах дэт/дум звучания: именно с альбома Icon вокалист Ник Холмс стал петь мелодично на постоянной основе. Явление Icon в массы было названо «вехой в метал-музыке», и считается коммерческим прорывом для группы. Также этот релиз стал последним, в записи которого принимал участие барабанщик Мэтью Арчер как участник группы Paradise Lost.

Об альбоме

Тексты песен

Как и на предыдущих альбомах, Холмс в своих текстах, граничащих между психологией и философией, в основном оставляет простор для вольной интерпретации непосредственно самого слушателя. Песня «Shallow Seasons» была вдохновлёна студентами, которые вели себя преувеличенно правильно во время учёбы, чтобы в период семестровых каникул вдруг употреблять наркотики либо носить обувь фирмы Dr. Martens: «Я терпеть не могу такого переменчивого отношения, но ты бы не стал вчитываться в текст этой песни, потому что в ней совершенно другая тема». Другие песни на альбоме связаны с чувством «неуверенной веры в Бога» вокалиста или даже с чувством злобы.

Музыка

На Icon участники Paradise Lost продолжили развивать стиль, который теперь называется в специализированной прессе готическим металом. Вокалист Ник Холмс, в отличие от предыдущего альбома Shades of God, больше не использовал гроулинг; на его месте Холмс стал издавать хриплый голос, который даже в ретроспективе самого вокалиста сравнивали с Джеймсом Хетфилдом из группы Metallica, однако это сходство не было преднамеренным.

Paradise Lost музыкально продвинулись в прошлом году так, что моё хрюкающее пение полностью уничтожило бы это развитие в позитивном ключе. Кроме того, мне самому уже было невесело; это слишком однообразно для меня, и вы не сможете продолжать это делать всю свою карьеру. Я не могу петь, как Джефф Тейт из Queensrÿche, и я сомневаюсь, что мы станем ещё более коммерческими, но мы должны были сделать этот шаг.

— Из интервью с Ником Холмсом для журнала Rock Hard, сентябрь 1993 год

Стилистически также было подчёркнуто сходство вокала Холмса с григорианским пением, а ведущая гитара Грегора Макинтоша была названа «барокко-металом». Сама же группа охарактеризовала своё звучание на альбоме как «церковный хорал»: струнные в «Embers Fire», барабаны и классические инструменты в аутро-композиции «Deus Misereatur» (которая представляет собой параллель с композицией «Disolate» с альбома Gothic), а также женское пение Дениз Бернар в «Christendom». В «Colossal Rains» группа использовала семплы, которые содержат обрывки речи и крики толпы. Песни по длительности на Icon стали немного короче, чем на предыдущей пластинке, и в целом считаются более рок- и «массово совместимыми».

Продюсером на Icon, как и на предыдущей пластинке Shades of God, стал Саймон Эфеми, чьё производство рассматривается как что-то более тёплое, атмосферное и плотное, чем на прошлой записи группы, констатируются потери «в точке мрачности и тяжести».

Художественное оформление

Paradise Lost сознательно отказались от повторного сотрудничества с дизайнером Дэйвом Маккином, который разработал обложку альбома Shades of God, так как слишком много других метал-групп вскоре стали работать с ним. Вместо этого обязанность разработки дизайна была оставлена лондонскому агентству Stylorouge, которое раннее работало с такими исполнителями, как Pink Floyd и Siouxsie and the Banshees. На этом альбоме появляется новая версия логотипа группы со слегка «изнеженными» заглавными буквами, которую будут использовать вплоть до альбома One Second (1997 г.).

Список композиций

Все тексты написаны Ником Холмсом, вся музыка написана Грегором Макинтошом.

Участники записи

Интересные факты

Японская компания бытовой электроники Clarion использовала песню «Embers Fire» для телевизионной рекламы. В короткометражном фильме показан человек каменного века, который встречает кабриолет-BMW. Он запрыгивает в машину и включает в ней магнитолу, из которого звучит эта песня.

Ну что ж, мы и так в дневную телепрограмму входим. Мы, во всяком случае, криво посмеялись друг над другом!

— Из интервью с Ником Холмсом для журнала Rock Hard, 2004 год

Позже компания Clarion также выступила в качестве спонсора тура в поддержку альбома Draconian Times.

Чарты