Две женщины (фильм, 2014)

«Две женщины» — художественный фильм 2014 года режиссёра Веры Глаголевой. В основе фильма — пьеса русского классика И. С. Тургенева «Месяц в деревне».
Съёмки проходили в Смоленской области, в музее-усадьбе М. И. Глинки в селе Новоспасском. В главных ролях снялись Рэйф Файнс, Анна Астраханцева и Александр Балуев.
Картина «Две женщины» была фильмом закрытия XXII кинофестиваля «Окно в Европу» в августе 2014 года, а в сентябре 2014 была фильмом открытия 12-го кинофестиваля «Меридианы Тихого» и X Казанского международного кинофестиваля.
Начало проката фильма в России — 22 января 2015 года.
Сюжет
В основе пьесы лежит любовный четырёхугольник. Наталья Петровна, жена богатого помещика Аркадия Сергеича Ислаева, влюбляется в Алексея Николаевича Беляева — студента, учителя сына Коли.
Михаил Александрович Ракитин — друг семьи, уже давно любит Наталью Петровну. Верочка — воспитанница Натальи Петровны тоже влюбляется в молодого учителя. Беляев и Ракитин в итоге покидают поместье.
В ролях
- Александр Балуев — Аркадий Сергеич Ислаев, богатый помещик, 36 лет
- Анна Астраханцева — Наталья Петровна, жена Ислаева, 29 лет
- Рэйф Файнс — Михаил Александрович Ракитин, друг дома, 30 лет (дубляж — Вадим Медведев)
- Сильви Тестю — Елизавета Богдановна, компаньонка
- Анна Леванова — Верочка, воспитанница, 17 лет
- Никита Волков — Алексей Николаевич Беляев, студент, 21 год
- Бернд Мосс — Шааф, немец-гувернер, 45 лет
- Лариса Малеванная — Анна Семеновна Ислаева, мать Ислаева, 58 лет
- Сергей Юшкевич — Игнатий Ильич Шпигельский, доктор, 40 лет
- Василий Мищенко — Афанасий Иванович Большинцов, сосед, 48 лет
- Анна Нахапетова — Катя, служанка
Съёмочная группа
- Режиссёр-постановщик — Вера Глаголева
- Автор сценария — Светлана Грудович, Ольга Погодина-Кузмина, при участии Веры Глаголевой (по пьесе И. С. Тургенева)
- Оператор-постановщик — Гинтс Берзиньш L.G.C. (Латвия)
- Художник-постановщик — Елена Жукова, Ольга Архипова
- Композитор — Сергей Баневич
Подготовка к съёмкам
Пьеса «Месяц в деревне» никогда ранее не экранизировалась в России. Существовал спектакль Анатолия Эфроса, поставленный 1977 году в Театре на Малой Бронной и перенесённый на телеэкраны в 1983 году. Режиссёр, до этого снявший Веру Глаголеву в своём фильме «В четверг и больше никогда», пригласил начинающую актрису в свой спектакль на роль Верочки. Тогда она отказалась в силу ряда причин, но очень жалеет об этом.
Картина снималась в живописных окрестностях Смоленска, в имении Михаила Глинки Новоспасское, где доподлинно восстановлены интерьеры и внешний вид усадьбы в стиле русского классицизма середины XIX века. Господский дом даже немного достроили — террасу расширили, по старым традициям сплели новую мебель. В усадьбе Глинки всегда были оранжереи, выращивали в них диковинные для Смоленщины лимоны, абрикосы, даже ананасы. Но эти постройки не сохранились, и специально для фильма была построена новая оранжерея, уникальная по своей архитектуре и дизайну. Здесь снимались несколько важных любовных сцен. Весь реквизит — подлинный, был собран из частных коллекций и антикварных салонов. Французский Дом Guerlain специально для съёмок фильма прислал точную копию флакона парфюма «Imperial» середины XIX века. Для главной героини были изготовлены изысканные украшения в стиле эпохи. Для оформления интерьеров и пошива костюмов, использовались натуральные ткани из коллекций старинных английских фабрик, лён, хлопок, шёлк, шерсть, батист, шёлковая чесуча, которая сейчас не применяется, и натуральный шёлковый газ. Всего было сшито 27 комплектов для основных персонажей. Зонтики брались в прокат в музее. Полностью изготовлялись головные уборы и обувь. Художник по костюмам Елена Лукьянова: «Мы делали не 1840 год, в который, может быть, происходили события, а взяли дату написания пьесы. Потому что мода 50-х годов отличается от 40-х. Она менее слащаво-романтичная, как показалось Вере Витальевне. Это было её пожелание. Просто в 40-е годы популярной была причёска букли, все дамы были такие изнеженно-романтичные. А режиссёру хотелось создать образы, которые были бы ближе к нашему времени, более лаконичные причёски, более чёткий силуэт, чтобы талия была на месте».
В конце 2014 года костюмы к фильму демонстрировались на выставке «Две женщины. Предисловие», прошедшей в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве. Все представленные на выставке костюмы, изобразительные и рукописные материалы, связанные с фильмом, эскизы костюмов и другие предметы были переданы в дар музею и его филиалу — музею И. С. Тургенева на Остоженке.
Награды и номинации
- VII Всероссийский кинофестиваль актёров-режиссёров «Золотой феникс»
- Гран-при фестиваля режиссёру Вере Глаголевой
- Специальный приз имени Михаила Глинки Сергею Баневичу, композитору фильма
- Специальный приз имени мецената Марии Тенишевой продюсеру Наталье Ивановой
- Фестиваль кино и театра «Амурская осень»
- Гран-При им. Валерия Приемыхова за лучший фильм
- Приз за лучшую операторскую работу — Гинтсу Берзиньшу
- Кинофестиваль «Меридианы Тихого»
- Приз имени Юла Бриннера — Анна Леванова
- II Международный фестиваль «Угра»
- Гран-при фестиваля
- приз за лучшую режиссуру — Вера Глаголева
- приз за лучшую женскую роль — Анна Астраханцева и Анна Леванова
- картина удостоилась приглашения в г. Баден-Баден (Германия) в апреле 2015 года на Культурно-деловой Форум «Дни России в Европе».
- XXIII Всероссийский кинофестиваль «Виват кино России!»:
- приз зрительских симпатий
- приз за лучшую мужскую роль — Александр Балуев
- XXI кинофестиваль «Литература и кино» в Гатчине:
- приз за лучшую режиссуру — Вера Глаголева
- приз за лучшую музыку им. Андрея Петрова — Сергей Баневич
- приз за лучшую мужскую роль — Рэйф Файнс
- приз за лучшую женскую роль — Анна Астраханцева
- Чебоксарский международный кинофестиваль:
- приз зрительских симпатий
- приз за лучшую женскую роль
- 3-й Тегеранский международный кинофестиваль Jasmine IFF, Иран:
- приз за лучший сценарий
- приз за лучшую операторскую работу
- 3-й Международный кинофестиваль в Ханое:
- приз за лучший полнометражный фильм
- приз за лучшую главную женскую роль — Анна Леванова
- 12-й фестиваль «Лучезарный ангел»:
- второе место в номинации игровое кино
Критика и отзывы
- Эмилия Деменцова (The Hollywood Reporter Russia) считает, что, воскрешая подзабытую пьесу, Вера Глаголева ставила перед собой сверхзадачу показать, что современный российский кинематограф напрасно не принял от советского - эстафету экранизаций. «„Все вы - прекрасные люди“ — эта реплика из пьесы не звучит в „Двух женщинах“, но является квинтэссенцией всей картины. Благость, прекраснодушие, „трепещущий свет“ и „тихое мерцание звёзд“ излучает каждый кадр фильма. Глаза отдыхают, а сердце утешается».
- По мнению Евгения Ухова (Film.ru), экранизация тургеневской пьесы получилась "по-женски неспешной, нежной и порой самовлюблённой, но вполне достойной великого русского литературного наследия". Критик особо отмечает мастерство Глаголевой, которая завораживает успокаивающим ритмом, сногсшибательной картинкой и окутывает атмосферой русского поместья. Перемещение во времени кажется почти физическим, и это - безусловное достижение «Двух женщин». Другим достижением картины Ухов считает великолепный актёрский ансамбль: «Актёрски фильм решён на очень высоком уровне: заглавные две женщины, словно пара кружащихся вокруг друг друга звёзд, затягивают своей мощной гравитацией самых разных мужчин, обжигают их, управляют их мыслями и движением, оставаясь при этом занятыми лишь самими собой. К финалу картина набирает уровень драматизма, не стыдный на фоне литературного первоисточника».