Десантные катера проекта 1785

Десантные катера проекта 1785 — серия советских десантных катеров, строились для Советского ВМФ для доставки и высадки морского десанта на необорудованное побережье.

Относятся к кораблям 4-го ранга.
Катера проекта также широко использовались разными министерствами и ведомствами как рейдовые самоходные сухогрузные баржи и пограничные катера обеспечения.

История строительства

Отечественная морская пехота была воссоздана в мае 1963 года, что послужило толчком для строительства в 1965—1974 годах — нескольких сотен десантных катеров различных проектов и модификаций.
На Астраханском ССЗ «Красные баррикады» с 1965 по 1968 были построены 3 первых катера проекта.
Серийное строительство было развернуто с 1966 по 1974 год на Азовской судоверфе, Таллиннском судомеханическом заводе, Пермском СРЗ «Кама», Феодосийском ССЗ «Море», Хабаровском ССЗ.

Конструкция

Десантные катера проекта 1785 создавались в ЦКБ-51 (сейчас ЦНИИ им.акад. А. Н. Крылова) на основе американских плашкоутов LCM (3), постройки 1940-х годов с учетом опыта постройки и эксплуатации ДКА проекта 306.
Катера имеют открытый грузовой трюм и носовую аппарель. Размеры трюма составляют 9,5 м в длину и 3,9 м в ширину, наибольшая высота борта 2,06. Запасы топлива на борту 6,5 т, масла 0,3 т, пресной воды 1,5 т. Дизель 3Д12 «Барнаултрансмаш».
Назначение судна: перевозка штучных, навалочных, насыпных и тяжеловесных грузов, различной самоходной техники. Класс Регистра: «КМ*III».
Катера проекта получили развитие в проект 1785Т. Шесть катеров проектов 1785 и 1785Т могут транспортироваться одновременно в док-камере БДК проекта 1174.

Десантные возможности

1 средний танк или до 40 тонн груза, или 20 человек десанта.

Представители проекта

Цвета таблицы:

  • В состав Черноморского флота в 1970-е годы вступило 6 катеров данного типа. Два из них в начале 1990-х были переданы Военно-морским силам Украины.
  • Из состава ТОФ передан в МУП «Горводоканал» города Хабаровска 1 ДКА (1969 года постройки), новое имя «Будур»
  • ГТ-908 (Хаб ССЗ, 1969 г. бортовой А-310) из 9-го экспедиционного отряда подводно-технических работ передан в 1992 году ФГУ Подводречстрой-9, в 2000-х годах разрезано/утилизировано.

Экспорт

На экспорт поставлено около 60 десантных катеров

  • Алжир: 1 единица
  • Ангола: В 1976 году поставлено 5 единиц
  • Вьетнам: В 1979 году поставлено 27 единиц
  • Гвинея: В июле 1974 года 30 единиц
  • Гвинея-Бисау: В 1975 году 2 единицы, и в январе 1979 года 2 единицы
  • Кампучия: В январе 1985 года 3 единицы (стр.№ 60, 61, 62)
  • Куба: В 1967 году 5 единиц, в августе 1974 года 2 единицы («Д-577», «Д-579»).
  • Северный Йемен: В 1971 году 2 единицы
  • Сомали: В 1968 году 1 единица, в 1969 3 единицы постройки ССЗ «Красные баррикады»
  • Эфиопия: В мае 1979 года «Д-151», в 1981 «Д-152», в декабре 1975 «Д-160», «Д-171» в 1984 № 63, № 64 (после мая 1991 года 2 единицы (№ 63, № 64) ВМФ Эритреи — сейчас LST-63, LST-64, еще два в этоже время ушли в Йемен, другие списаны)
  • Южный Йемен: В ноябре 1970 года 3 единицы, в декабре 1981 года 2 единицы из состава БФ (Д-134, Д-135)

Списание

После списания из ВМФ некоторые катера использовались в качестве гражданских судов.

В результате шторма 3 января 1993 года под Новороссийским портом в 8:15 утра из-за навала друг на друга затонули несколько десантных катеров. В том числе «Д-530» который в декабре 1992 года перевели из Потийской военно-морской базы. Позже «Д-530» был поднят и сдан на слом.

  • СТ-4121 (зав.№ 39) принадлежащий ТОО «Кировец» сожжен на Сахалине
  • 19?? — ПСКА-??? (б/н 743), Д-537, Д-602
  • 1988 — 2 единицы принадлежащие Северному Йемену
  • 1990 — Д-136, Д-514, зав.№ 718 (сейчас «Монастырский-3»)
  • 1992 — Д-153, Д-534
  • 1993 — Д-553, Д-445, Д-596
  • 1994 — Д-403
  • 1996 — Д-319, Д-332, Д-572
  • 1998 — зав.№ 419, зав.№ 425
  • 2006 — БСС-224050