AVE

AVE (сокращение от исп. Alta Velocidad Española) — торговая марка компании-оператора Испанских железных дорог Ренфе-Операдора, созданная для предоставления услуг высокоскоростного железнодорожного транспорта в стране. Название переводится буквально Высокая испанская скорость, аббревиатура одновременно обыгрывает слово Аве исп. AveПтица, которая изображена на логотипе компании. Перевозки осуществляются по специально построенным линиям стандартной европейской колеи 1435 мм со скоростью до 330 км/ч, однако стандартная железнодорожная сеть испанских нескоростных перевозок использует иберийскую колею.

По официальным данным правительства Испании, протяжённость высокоскоростных линий в Испании в 2017 году составляет 3100 км (к ВСМ, согласно национальным традициям, относят все поезда со скоростью свыше 200 км/ч). По этому показателю Испания занимает первое место в Европе и второе в мире (после Китая). Однако международной стандартизации ВСМ согласно их реальной скорости соответствует не более половины длины этих магистралей. Остальные могут считаться скоростными, но не ВСМ (подобно линии Москва — Санкт-Петербург, 200—230 км/час). К общепризнанным линиям испанских ВСМ относятся Мадрид—Барселона—Перпиньян (Франция), Мадрид—Валенсия—Альбасете, Мадрид—Кордоба—Малага—Севилья, Мадрид—Вальядолид—Леон общей протяжённостью более 1500 км.

История

Проект новой линии, соединяющей Кастилию с Андалусией и призванной оживить застойную экономику юга Испании, получил название NAFA (исп. Nuevo Acceso Ferroviario AndaluciaНовое железнодорожное сообщение с Андалусией). Линия была открыта 14 апреля 1992 года к выставке Экспо 92, проходившей в Севилье. Семь дней спустя — 21 апреля 1992 года — началась коммерческая эксплуатация линии рейсами из Мадрида в Севилью (535 км) и обратно с остановками в Кордове, Пуэртольяно и Сьюдад-Реаль. В октябре 1992 года РЕНФЕ запустила поезда AVE Lanzadera между Мадридом, Пуэртольяно и Сьюдад-Реаль.

23 апреля 1993 года поезд AVE Серии 100 при тестовом проезде достиг рекордной скорости 356,8 км/ч, что в 1994 году позволило перейти к эксплуатации линии на скорости 300 км/ч.

В 1999 году начато проектирование выхода линии AVE на побережье Коста-дель-Соль строительством линии Кордова — Малага.

Первый участок строительства линии европейской колеи от Мадрида до французской границы Мадрид — Сарагоса — Лерида завершился в 2003 году с запуском в коммерческую эксплуатацию 11 октября 2003 дальних поездов AVE, соединяющих эти города с городами Ебес, Гвадалахара и Калатаюд. Из-за неготовности линии и техники к внедрению Европейской системы управления движением поездов в первые годы движение по линии было ограничено скоростью 200 км/ч. Эта линия является первой в Испании электрифицированной переменным током 50 Гц 25 кВ.

С декабря 2004 года для путешествий на средние расстояния по высокоскоростным линиям Испании были запущены поезда Серии 104 под маркой Avant по маршрутам Севилья — Кордоба, Мадрид — Сьюдад-Реаль — Пуэртольяно (заменив поезда AVE Shuttle). Строительство 21 км высокоскоростной линии до Толедо и открытие движения поездами Avant в ноябре 2005 года позволяет добраться от Мадрида за 30 минут.

В мае 2006 года на линии Мадрид — Сарагоса — Лерида увеличена скорость движения поездов AVE Серии 102 от 200 км/ч до 250 км/ч, благодаря запуску в эксплуатацию 1 уровня системы сигнализации и автоматического вождения поездов ЕРТМС, совместимой с системами Франции и остальной Европы. С 17 октября того же года скорость увеличена до 280 км/ч, в августе 2007 — до 300 км/ч; для достижения скорости в 350 км/ч необходима ЕРТМС 2-го уровня.

16 декабря 2006 года открыт участок Кордова — Антекера будущей линии Мадрид — Кордова — Малага, включающий станции Пуэнте-Хениль-Эррера и Антекера Санта-Ана. Это позволило сократить время в пути между Мадридом и Альхесирасом и открыть новый маршрут к Гранаде. Через два дня открыт участок Камп-де-Таррагона — Лерида линии Мадрид — Барселона к французской границе.

22 декабря 2007 года открыта линия Мадрид — Сеговия — Вальядолид, а на следующий день открыт оставшийся участок линии Кордова — Малага (от Антекеры до Малаги).

20 февраля 2008 года состоялось открытие высокоскоростной линии между Мадридом и Барселоной — время в пути (630 км) занимает 2 часа 38 минут.

В 2011 году открыта ВСМ Мадрид — Севилья, расстояние в 535 км высокоскоростной поезд преодолевает за 2 часа 30 мин. За 6 лет эксплуатации линии, с 2011 по 2017 год, пассажиропоток на ней увеличился в 3 раза.

7 января 2013 года открылась линия Барселона — Жерона — Фигерас. Это позволило соединить сеть высокоскоростных поездов Испании с французской сетью высокоскоростных поездов TGV.

Технические характеристики

В отличие от остальной сети испанских железных дорог с шириной колеи 1668 мм (иберийская колея), AVE построена со стандартной европейской колеёй 1435 мм, что делает возможным соединение с высокоскоростными системами за пределами Испании в будущем (например TGV во Франции). На линии от Мадрида до Севильи компания-оператор гарантирует исключительную для дальних пассажирских перевозок Испании пунктуальность — прибытие в пункт назначения с опозданием не более пяти минут, предлагая в противном случае полный возврат средств за билет (на других линиях время гарантированного прибытия может быть иным).

Поезда

AVE Серия 100
  • AVE Серия 100 — первые высокоскоростные поезда AVE французской фирмы Alstom построенные на базе TGV Atlantique. Всего между 1992 и 1995 годами было построено 18 поездов. 2 вагона являются тяговыми, 8 не тяговыми, максимальная скорость состава 300 км/ч (рекорд 356,8 км/ч), при эксплуатации — 250 км/ч.. Поезда этой серии работают почти исключительно на линии Мадрид — Севилья — Малага. Такие же поезда с тележками иберийской колеи 1668 мм называются Евромед Серия 101.
AVE Серия 102 (Тальго 350)
  • AVE Серия 102 (или Тальго 350) — поезда созданные испанской фирмой Talgo, совместно с канадской Bombardier на базе стандартных поездов «Тальго» с изменением конструкции тележек для максимальной скорости 350 км/ч и европейской колеи. Предназначены в основном для обслуживания высокоскоростной линии Мадрид — Барселона, и приобретались РЕНФЕ с марта 2001 года. Максимальная заявленная скорость — 330 км/ч (рекорд 365 км/ч). К тяговому локомотиву прицепляется до 12 вагонов Тальго серии 7, из-за своего необычного аэродинамического дизайна — передняя часть локомотива напоминает клюв, поезд был прозван Пато (исп. PatoУтка)
AVE Серия 103
  • AVE Серия 103 — поезда немецкой фирмы Siemens, из семейства Velaro (на базе этого семейства изготавливаются и российские электропоезда ЭВС «Сапсан»), были заказаны РЕНФЕ в 2001 году. Из-за сложностей с поставщиками, исполнителю пришлось изготавливать недостающие компоненты самостоятельно, что привело к значительным задержкам контракта (которые обошлись компании Siemens в 21 миллион евро), но позволило использовать платформу поезда в своих дальнейших разработках (подробнее Siemens Velaro). Заказ на 16 поездов был выполнен в 2005 году, тогда же компания РЕНФЕ заказала ещё 10 поездов этой серии. 4 из восьми вагонов оборудованы тяговыми тележками, распределёнными по составу, в отличие от серий 100 и 102, где необходимы локомотивы с каждой стороны поезда. Установленная максимальная скорость — 350 км/ч (рекорд 404 км/ч). Вместимость поезда — 404 человека.

Линии

  • Линия Мадрид (вокзал Пуэрта-де-Аточа) — Севилья (Санта-Хуста) через Кордова-Центральный;
  • Линия Мадрид (вокзал Пуэрта-де-Аточа) — Малага Мария Самбрано через Кордова-Центральный;
  • Линия Мадрид (вокзал Пуэрта-де-Аточа) — Толедо;
  • Линия Мадрид (вокзал Пуэрта-де-Аточа) — Уэска через Сарагоса-Делисиас;
  • Линия Мадрид (вокзал Пуэрта-де-Аточа) — Барселона-Сантс через Сарагоса-Делисиас;
  • Линия Мадрид (вокзал Чамартин) — Вальядолид (Кампо-Гранде);
  • Линия Мадрид (вокзал Пуэрта-де-Аточа) — Валенсия;
  • Линия Мадрид (вокзал Пуэрта-де-Аточа) — Аликанте через Альбасете;
  • Линия Мадрид (вокзал Пуэрта-де-Аточа) — Ориуэла (некоторые рейсы с заездом в Аликанте);
  • Линия Барселона-Сантс — Фигерас через Жерона