Большая Ордынка

02.02.2021

Улица Большая Ордынка — улица в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Малого Москворецкого моста до Серпуховской площади. Центральная и древнейшая улица исторического Замоскворечья, граница между современными муниципальными районами Якиманка (чётная, западная сторона) и Замоскворечье (нечётная, восточная сторона). На Большую Ордынку выходят переулки: с запада 2-й Кадашёвский, 3-й Кадашёвский, Ордынский тупик, Большой Толмачёвский, Пыжёвский, 1-й Казачий, Погорельский; с востока Черниговский, Климентовский, Иверский, Большой Ордынский, Малый Ордынский переулок.

Происхождение названия

О возникновении названия улицы было высказано несколько версий (вела дорога в Орду, здесь останавливались ханские послы), возможно, тут жили «ордынцы» — тяглые люди, главной обязанностью которых являлась перевозка и отправка собранной с русских княжеств дани в Орду. Но Э. М. Мурзаев всё-таки объясняет название тем, что отсюда начиналась дорога на Орду.

По сведениям, собранным краеведом П. В. Сытиным, Ордынская дорога проходила прямо из Кремля в сторону Орды, а жившие по улице «ордынцы», были не тяглыми сборщиками дани, а командированными военными и чиновниками непосредственно из Золотой Орды. Кроме ордынцев по улице были поселены русские дворцовые слуги, возившие в Орду грамоты от великого князя.

История

В сентябре 1612 года во время Московской битвы на Большой Ордынке стоял Климентьевский острог (у церкви св. Климента), оборона которого стала одним из главных событий битвы.

Согласно принятому в 1935 году Генеральному плану реконструкции Москвы, Большая Ордынка должна была стать головным участком нового транспортного луча, соединяющего Красную и Добрынинскую площади и далее уходящего на юг. Улицу планировали спрямить и увеличить её ширину до 60 метров. В рамках реализации идеи прокладки южного луча в конце 1930-х годов была частично снесена застройка начала улицы, построены Большой и Малый Москворецкие мосты (трасса старого Москворецкого моста вела прежде через Чугунный мост на Пятницкую улицу). Однако от полной реализации задуманного в дальнейшем отказались.

В 2015 году в ходе реализации программы «Моя улица» Большая Ордынка была обновлена: здесь благоустроили прогулочные дорожки, парковые зоны, газоны, клумбы, высадили деревья, установили дополнительное освещение, отремонтировали фасады домов. Также сократили число полос проезжей части с четырёх до двух, увеличили ширину тротуаров с двух-трех метров до пяти, а для велосипедистов проложили около 2 км велодорожек и установили велопарковки.

Примечательные здания

На нечётной стороне

№ 7 стр. 2

Дом начала XVIII века с палатами XVI века.

№ 9/4 Гимназия Косицына, XVIII—XIX век с палатами XVII века (в глубине двора по Черниговскому переулку); стр. 2, доходный дом И. Ф. Нейштадта (1913—1916, архитектор Капитолий Дулин). № 13/9, стр. 1, доходный дом А. А. Дурилина

Построен в 1906 году, архитектор — Владимир Шервуд.

№ 13/9, стр. 3, флигель гимназии Косицына

, здание конца XVIII века.

№ 17, стр. 1, усадьба купца Куманина

Здесь, в квартире № 13, жил писатель Виктор Ардов, собиравший у себя в гостях многих деятелей литературы и искусства: Борис Пастернак читал здесь главы из романа «Доктор Живаго»; приезжая в Москву в 1938—1966 годах, здесь подолгу жила и работала Анна Ахматова; здесь состоялась её единственная встреча с Мариной Цветаевой. В честь Ахматовой на доме имеется мемориальная доска, а во дворе — памятная стела (скульптор В. А. Суровцев, архитектор Н. Д. Земляновская). В квартире Ардова планируется открытие литературного музея. В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» на доме установлен мемориальный знак с именем токаря Георгия Федоровича Гольца, расстрелянного органами НКВД 19 октября 1938 года. В базе данных правозащитного общества «Мемориал» есть имена девяти жильцов этого дома, расстрелянных в годы террора.

19, строение 1

, городская усадьба XVIII в. Со второй половины XIX века усадьбой владела семья купцов-москательщиков Шемшуриных. С 1934 в здании располагался Московский речной техникум, в дальнейшем преобразованный во МГАВТ. С 2012 года здание занимает Музей морского флота.

№ 21/16, усадьба Долгова — Жемочкина

, здание XVIII—XIX веков с каменной оградой 1882 года. Территория усадьбы сформировалась в конце XVIII века при купце А. И. Долгове, на дочери которого был женат архитектор Василий Баженов. Его имя пытались связать с постройкой главного дома, однако архитектура здания не несёт характерных примет творчества Баженова. Трёхэтажный дом в стиле раннего классицизма был поставлен в глубине двора на сводчатом подклете палат рубежа XVII—XVIII веков. Дом получил свой нынешний ампирный облик в 1817—1822 годах, при восстановлении после пожара 1812 года.

После 1875 года в здании размещалась 3-я женская гимназия. Последним дореволюционным владельцем дома был Николай Иванович Жемочкин, торговавший кожей и приводными ремнями. С 1961 года здесь находится Институт Латинской Америки Академии наук.

№ 25, стр. 1 (часть)

Замоскворецкий узел связи, первая советская автоматическая телефонная станция Москвы (1928, архитектор В. Патек). Построена по типовому проекту, аналогичные — на Бакунинской улице и Арбате

№ 27

В здании находится музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства.

№ 27/6, храм Святителя Николая в Пыжах

Здание церкви с шатровой колокольней (1672).

№ 27/6, стр. 3, дом причта храма Святителя Николая в Пыжах

, здание 1890 года, архитектор — Александр Никифоров.

№ 31/12, усадьба Сысолиных-Голофтеевых

Здание XVIII—XIX веков.

№ 39/22, храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье

, храм с колокольней построены в 1798—1842 (1791—1802[уточнить]) годах на средства купца И. И. Савина, авторство проекта приписывается Ивану Еготову.

№ 41/24, особняк М. Д. Карповой

Здание начала XIX века было перестроено в 1885 году архитектором Адольфом Кнабе, в 1909 году — архитектором Михаилом Бугровским, интерьеры (1909) — Фёдора Шехтеля, Ивана Кузнецова и Сергея Конёнкова. Главный дом усадьбы построен по красной линии улицы после пожара 1812 года на месте сгоревшей усадьбы. Изначально дом принадлежал Киреевским, затем особняк перешел к семье Морозовых. В 1884—1908 годах усадьбой владела сестра Саввы Морозова А. Т. Карпова.

№ 43 Городская усадьба В. П. Петровской — М. П. Елисеева — Миндовских, XIX в. — нач. XX в.

стр. 1 — Главный дом, нач. XIX в., 1880-е — 1890-е гг., нач. XX в. архитекторы — Никита Лазарев и Владимир Чагин. стр. 3 — особняк штабс-капитана Демидова 1917 года постройки, памятник архитектуры начала 19 века. С 2018 г. — Центр Андрея Вознесенского. стр. 4 — Служебный флигель, 1895 г.

Одноэтажный с мезонином дом 1836 года в усадьбе В. П. Петровской, затем М. П. Елисеева, позднее оформленный в духе эклектики. Самый известный владелец — кинешемский фабрикант Иван Миндовский.

Памятник отселен, пребывает в аварийном состоянии, закрыт фальшфасадом. В 2012 году, согласно Распоряжению Департамента культурного наследия города Москвы «Об организации работ по сохранению объектов культурного наследия», должен был быть разработан, а в 2013-15 годах — осуществлен комплекс ремонтно-реставрационных работ. В 2012 году утвержден предмет охраны. К тому времени примерно ⅘ помещений находились в частной собственности, собственность на ⅕ не была оформлена. Работы начались в сентябре 2014 года. В январе 2017 года было утверждено охранное обязательство. К концу 2017-го года было объявлено проведение первых противоаварийных работ, однако в 2019-м стены и фасады особняка демонтировали и на его месте началось строительство нового объекта .

№ 45/8 — городская усадьба Арсеньевых,

, здание начала XIX века.

№ 47/7, Александро-Мариинское училище

, здание 1870-х годов, архитектор — Александр Каминский. В здании находится факультет Мировой экономики и Мировой политики НИУ ВШЭ.

№ 51, доходный дом

Построен в 1913 году, архитектор — Степан Езерский.

№ 53, особняк Ф. А. Хованской

, здание 1811 года.

№ 55/3, стр. 2, Двухэтажный деревянный дом, 1880 г.

№ 61 стр. 1 и 2, городская усадьба Д. Ф. Новикова — А. Н. Давыдова

, дом 1821 года (перестроен в 1878 году) и деревянный флигель (построен в 1-й четверти XIX в., перестроен в 1881 году, архитектор П. А. Виноградов), архитектор — Пётр Виноградов

№ 63, городская усадьба Н. Н. Мальцевой — В. В. Петрова

, конец XVIII, середина XIX веков; 1879, архитектор — Николай Зубатов; 1870-е — 1910-е годы.

№ 67, доходный дом

Здание начала XX века.

№ 69, театральное здание

Перестроено в 1914 году архитектором Николаем Спириным, филиал академического Малого театра.

На чётной стороне

№ 4, стр. 1 и 2, жилые дома с лавками

, первая половина XIX века.

№ 6/2, городская усадьба

Здание XVIII—XIX веков.

№ 8/1, стр. 1, доходный дом

Здание 1820-х годов.

№ 8/1, стр. 4, жилой флигель

Здание 1790-х годов.

№ 10, 12

Двухэтажная застройка XIX века.

№ 14, стр. 1 и 2, городская усадьба с фабрикой Е. П. Петрова

, вторая половина XIX — начало XX века.

№ 16/2

Одноэтажный дом XVIII—XIX веков.

№ 18/1, доходный дом

Здание 1892 года, архитектор — Пётр Ушаков; посольство Бахрейна в Москве.

№ 20/4, храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость»

, здание 1792 года, архитектор — Василий Баженов, перестроено в 1823—1836 годах по проекту Осипа Бове.

№ 20/4, стр. 5, дом причта церкви Божьей Матери «Всех скорбящих радость»

Воссоздан в 1996 году по облику здания середины XVIII — начала XIX веков.

№ 20/4, стр. ?

Здание XIX века. В 2014 году строительная корпорация «Баркли» при поддержке Москомархитектуры и Архитектурного совета города Москвы провела конкурс на разработку архитектурной концепции жилого дома на этой территории. Его финалистами стали проекты, предусматривающие снос двух исторических зданий (второй — по адресу Ордынский тупик, д. 6 стр. 1) ради последующей застройки.

№ 22

. Дом, переданный в 1871 году купцом Давыдом Ивановичем Хлудовым Московскому епархиальному ведомству. Здесь располагалось Московское епархиальное училище иконописи и ремёсел, а с 1885 года — Мариинское женское епархиальное училище.

№ 24, административное здание Министерства атомной промышленности СССР

По этому адресу находился дом, принадлежавший купцу И. А. Лямину. В 1909 году в память об отце он был пожертвован его дочерью, В. И. Дубровиной, городу, после чего здесь открылись Убежище для беспризорных детей и приют престарелых имени И. А. Лямина, рассчитанные на 60 детей и 25 женщин. В 1957 году на этом месте было построено административное здание Министерства атомной промышленности СССР (архитекторы — Аркадий Лангман, Лазарь Чериковер, П. П. Зиновьев), в настоящее время — офис корпорации «Росатом». В 2020 году в сквере у центрального здания госкорпорации открыт памятник Ефиму Славскому.

№ 28, жилой дом

Здесь жил архитектор Александр Калмыков.

№ 30, усадьба № 32, дом А. И. Аршиновой и В. В. Аршинова

Здание 1900 года, архитектор — Фёдор Шехтель; здесь располагался Петрографический Институт.

№ 34, Марфо-Мариинская обитель

:

  • № 34, стр. 1 — аптека и амбулатория обители;
  • № 34, стр. 2 — общежитие сестёр и приют;
  • № 34, стр. 3 — храм правв. Марфы и Марии при лазарете, архитектор Леонид Стеженский;
  • № 34, стр. 5 — покои Великой княгини Елизаветы Федоровны (начало XX века, архитектор Борис Фрейденберг). С 2008 года — дом-музей Елизаветы Фёдоровны.
  • № 34, стр. 6 — часовня (1908—1912, архитектор Алексей Щусев);
  • № 34, стр. 7 — воскресная школа с квартирой священника (начало XX века, архитектор Борис Фрейденберг);
  • № 34, стр. 10 — сторожка (1908—1912, архитектор Алексей Щусев);
  • № 34, стр. 11 — барак для заразных больных;
  • № 34, стр. 12 — павильон (покойницкая);
  • № 34, стр. 13 — церковь Покрова в Марфо-Мариинской общине (1908—1912, архитекторы Алексей Щусев и Леонид Стеженский, росписи Михаила Нестерова);
  • № 34а — общежитие (1911, архитектор Дмитрий Челищев) и зимний сад Марфо-Мариинской обители (1906, архитектор Леонид Стеженский);
№ 36, жилой дом А. Т. Карповой

Здание 1861 года было перестроено в 1911 году архитектором Иваном Германом.

№ 38, жилой дом

, здание 1851 года, построенное в стиле эклектики.

№ 40, офисное здание

Построено в 1998—2005 годах, архитектор — Павел Андреев. Ранее на этом месте находился автобусный парк, сооружённый в 1926 году по проекту архитектора Михаила Приёмышева.

№ 42, дом 2011 г. постройки на месте дома купца Феоктистова

Одноэтажный дом начала XIX века, служил правым (северным) флигелем усадьбы (главный дом — № 44), был снесён в 2011 году для освобождения места под строительство с увеличением объёма.

№ 44

Одноэтажный дом XIX века. Главный дом усадьбы.

№ 46

Деревянный жилой дом 1817 года постройки, представительство Чувашской Республики в Москве.

№ 46, стр. 3, главный дом городской усадьбы штабс-капитана Е. А. Демидова

, деревянный дом 1817 года постройки. Снесён в нарушение законодательства в апреле-мае 2014 года ООО «Золотая орда» (заказчик) и ООО «Проектно-строительная компания „КИТОС“» (подрядчик).

№ 54, доходный дом

Здание 1908 года, архитектор — Александр Бирюков.

№ 56

Здание занимает посольство Израиля в России.

№ 60/2, храм великомученицы Екатерины на Всполье

, здание 1766—1775 годов, архитектор — Карл Бланк, ограда с воротами — 1820-е, архитектор Фёдор Шестаков, богадельня — 1879—1880, архитектор Дмитрий Певницкий.

№ 62/1

Здесь жила актриса и режиссёр Е. И. Страдомская.

№ 64, доходный дом Н. Д. Ижболдина

Здание 1911 года, архитектор — Никита Лазарев; посольство Киргизии в Москве.

№ 66, дом Викторсона

Перепланирован в 1896 году архитектором Фёдором Кольбе; посольство Кубы в Москве

№ 68, доходный дом Н. Д. Ижболдина

Здание 1911 года, архитектор — Никита Лазарев. Здесь жили актёр и режиссёр Михаил Козаков, литературовед Владимир Глоцер, специалист энергетического института Академии наук СССР, географ Алексей Анатольевич Миллер-Шульга (1901—1987). Наталья Перли-Рыкова (1916—2010) — дочь председателя СНК СССР Алексея Рыкова.
14 мая 2017 года на фасаде дома была установлена мемориальная табличка «Последний адрес» инженера-технолога Михаила Семеновича Никольского.

№ 70

Жилой дом XIX века; посольство Кении в России.

№ 72, главный дом городской усадьбы

, 1827—1833 годы, 2-я половина XIX века; посольство Аргентины в Москве.

  • № 45, 47

  • № 27

  • № 60

  • № 67, 69

Транспорт

  • Станция метро «Третьяковская» — начало, центр улицы.
  • Станция метро «Добрынинская» / «Серпуховская» — конец улицы.
  • Автобус м5 (только к Серпуховской площади).

Улица в художественной литературе, искусстве, музыке

На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещённой церкви, из дверей горестно и умилённо неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда. Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще:

— Нельзя, господин, нельзя! — Как нельзя? В церковь нельзя? — Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за ради бога, не ходите, там сичас великая княгиня Ельзавет Фёдровна и великий князь Митрий Палыч … Я сунул ему рубль — он сокрушённо вздохнул и пропустил. Иван Бунин, «Чистый понедельник» (1944)

Сегодня, правда, похвастать было особо нечем… Заехал и на Большую Ордынку, это уж от служебного рвения. Поговорил с очкастым хозяином криволапого ублюдка, выслушал всю душераздирающую историю, закончившуюся сдержанными мужскими рыданиями. — Борис Акунин, «Пиковый валет»

Это было на стоянке, // Душу ветром пробирало, — // На Ордынке, на Полянке // Тихо музыка играла. — Юнна Мориц, «На стоянке». Вероятно, музыка доносилась из окон музыкального училища в доме № 27 — сейчас это Музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства.

Где-то возле Ордынки или возле Таганки // Или где-то ещё, заблудившись весной // На неверных ногах после выпитой банки // Витька Фомкин один добирался домой — Игорь Сукачёв, «Витька Фомкин»

Плывет в тоске необъяснимой // пчелиный хор сомнамбул, пьяниц. // В ночной столице фотоснимок // печально сделал иностранец, // и выезжает на Ордынку // такси с больными седоками // и мертвецы стоят в обнимку // с особняками. — Иосиф Бродский, «Рождественский романс»

Песня Вадима Байкова «На Ордынке».