Демидов, Олег Владимирович

Олег Владимирович Демидов (род. 7 сентября 1989, Москва, СССР) — российский поэт, критик и литературовед.

Биография

В 2011 году окончил Филологический факультет МГПИ. В рамках обучения проходил музейную практику в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина в селе Константиново.

До 2014 году учился в аспирантуре МГПИ и МГПУ, но из-за слияния двух вузов кандидатскую диссертацию («Реконструкция творческого пути А.Б. Мариенгофа в социокультурном контексте эпохи») так и не защитил.

В 2020 году окончил с отличием магистратуру МГПУ по направлению «Педагогическое образование».

После окончания института работал продавцом в книжном магазине и преподавал в церковно-приходской школе.

Сейчас преподаёт русский язык и литературу в Лицее НИУ ВШЭ.

Творчество

Печатался в журналах «Homo Legens», «Нижний Новгород», «Сибирские огни», «Волга», «Октябрь» и «Новый мир», в «Учительской газета», а также на порталах «Свободная пресса», «Кашин», «Перемены», «Сетевая словесность», «Rara Avis: открытая критика», «Лиterraтура» и «Textura».

Несколько раз входил в большое жюри премии «Национальный бестселлер».

Заведовал отделом поэзии на портале «Textura».

Вёл рубрику «Избранное» в журнале «Homo Legens».

Читал лекции по истории русской литературы в Российской государственной библиотеке, Библиотеке им. А.П. Чехова, Центральной районной библиотеке им. И.А. Бродского, Музее военной формы и т.д. Осенью 2019 года в рамках сотрудничества с Домом-музеем Марины Цветаевой и компанией «Storytel» прочитал авторский курс лекций «Тайны, фейки и загадки русской литературы». Преподаёт в Литературной мастерской Захара Прилепина.

Отзывы

Положительные

Игорь Караулов в предисловии к сборнику «Акафисты» пишет о Демидове: «... Его стихотворные опыты открыто, скандально филологичны, как будто бы он специально поставил такую задачу – написать книгу стихов «о поэте и поэзии», причем без особого пиетета как к тому, так и к другому. Как Ницше философствовал молотом, так Демидов критикует стихами. Нет, это не систематическое изложение взглядов и оценок автора. Это скорее коллекция маргиналий, легких заметок на полях, напоминающих рисунки женских головок и ножек в пушкинских рукописях. То, что нельзя вставить в «серьезное» исследование или попросту невозможно вербализировать с помощью штатного литературоведческого аппарата. Только в наше время такие маргиналии не набрасываются гусиным пером на краю листа, а размещаются в социальных сетях, например, в Facebook. Количество литераторов разных эпох и направлений, упомянутое в «Акафистах», не поддается разумному подсчету. На протяжении трети текста я дошел до пятидесяти и сбился, наткнувшись на свою фамилию. А есть еще и те, о ком сказано намеками! А есть и живописцы! Целая толпа персонажей, которые что-то делают, как-то друг с другом взаимодействуют, соотносятся, как на картине старшего Брейгеля про фламандские пословицы».

Захар Прилепин в предисловии к книге «Первый денди Страны Советов» пишет: «Олег Демидов — главный по делу Мариенгофа. Из тонких предисловий к переизданиям Мариенгофа Демидов сделал огроменный том, дополнив известное и предполагаемое тысячью свидетельств и фактов. Я бы ему уже за эту книгу вручил погоны полковника — как (ис)следователю. Демидов работает тактично и неутомимо. Никому не навязывая своих (вполне конкретных) убеждений. Тем более не навязывая их персонажу. Снисходительный к человеческим слабостям и вместе с тем умеющий разглядеть и оценить души прекрасные порывы, — вот такой Демидов».

Валерий Шубинский в статье «4 биографические книги 2019 года» отмечает: «Здесь все очень кстати: яркий (и сам по себе, и благодаря кругу общения) герой, верный (то есть спокойный) тон, хороший (то есть без пошлых изысков и беллетризации) слог и, наконец, интересный авторский ход: основное повествование перебивается вставками, дающими «контекст» («Слухи, факты и большая литература»). Несомненное достоинство книги — внимательный разбор не только тех произведений Мариенгофа, которые представляют очевидный художественный интерес («Циники», «Роман без вранья», имажинистские стихи и пьесы), но и его поздней халтурной драматургии».

Отрицательные

Анна Голубкова в журнале «Волга» разбирала книги проекта «Внезапно стихи» и обратила внимание на книгу "Белендрясы» Демидова: «Дебютный сборник молодого московского поэта Олега Демидова называется «Белендрясы», что означает шутки и веселые россказни. В общем-то, такое название почти полностью исчерпывает содержание книги, разве что в какие-то моменты поэт по интонации и глубине обобщения приближается к неподражаемому Козьме Пруткову. По книге заметно, что ее автор еще находится в поиске своей поэтической манеры, и потому пытается писать совершенно по-разному. Тем не менее нужно отметить, что эта книжка получилась по-настоящему веселой, а это у молодых поэтов, неизбежно тяготеющих к пафосу и вселенской серьезности, встречается не так уж часто...»

Денис Ларионов в журнале «Воздух» писал: «Если сделать допущение об осмысленности намерений Олега Демидова, то можно сказать, что автор стремится максимально лаконично и иронично описать те стороны (современной) жизни, что не попадают в поле зрения более титулованных поэтов, ровесников Демидова. Собственно, это разделение для него принципиально — все такие большие и серьёзные, а я на мир взираю из-под столика (как писал другой поэт по другому поводу). Но этот тип литературного поведения уже не получится использовать на голубом глазу: ввиду изменившегося контекста, ввиду начётнического отношения к образцам (среди которых Пригов, прочитанный как перестроечный иронист: подобное прочтение классика стало моветоном ещё в первой половине позапрошлого десятилетия), ввиду отсутствия какого бы то ни было, прошу прощения, поэтического драйва. Да и публикация в серии, инспирированной известным петербургским литературтрегером, автоматически устраняет «контркультурность» Демидова, ставит его в один ряд с теми, от кого он «бежит» (конечно, книга Демидова не выдерживает такого соседства)».

Интервью

• Разговор с Сергеем Шаргуновым в передаче «Открытая книга»

• Разговор с Вячеславом Коноваловым. // Вечерняя смена. Радио Россия. 03.02.2020.

• Разговор с Вячеславом Коноваловым. // Культбригада. Радио Медиаметрикс. 04.02.2019.

• Интервью нижегородскому телеканалу «Время N»

• «Поэты Серебряного века обожали эпатировать публику»: интервью Дарье Ефремовой. // Газета «Культура». 16.01.2019.

• «Специализация — мариенгофовед»: интервью Татьяне Мажаровой. // Пенза-Online. 06.07.2018.

• «Анатолий Мариенгоф не понимал, зачем писать, если это не будет издано немедленно»: интервью Елене Сафроновой. // Ревизор.ру. 10.02. 2020.

• «Как стать биографом»: интервью Юлии Гайнановой.

• «Поэтический концерт: «неформатные» стихи Олега Демидова» // Радио «Русский мир».

• «Расшифрованный Мариенгоф»: интервью Дмитрию Ларионову. // Литературная Россия. 2013. № 47. 23.02.2015.

Книги

Поэтические сборники

• «Белендрясы» (СПб.: Своё издательство, 2013).

• «Акафисты» (М.: Homo Legens, 2018).

Биографии

• «Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов» (М.: Редакция Елены Шубиной, 2019).

Составитель

• Анатолий Мариенгоф. Собрание сочинений в 3 томах (4 книгах) (М.: Книжный клуб Книговек, Терра, 2013).

• Иван Грузинов. Собрание сочинений (М.: Водолей, 2016).

• Анатолий Мариенгоф «Циники: роман, стихи» (М.: Книжный клуб Книговек, Терра, 2016).

Коллективные сборники

• Демидов О.В. Джигит, гусар, афырхаца. [Жизнеописание Александра Бардодыма]. // Уйти. Остаться. Жить. Том I. М.: ЛитГОСТ, 2016.

• Демидов О.В. Ветер, забери меня отсюда [Жизнеописание Руслана Галимова]. // Уйти. Остаться. Жить. Том II (часть 2). М.: ЛитГОСТ, 2019.

• Демидов О.В. Как мы Битова на вокзал провожали. // Портрет поздней империи. М.: АСТ, 2020.

Награды

• Победитель V фестиваля университетской поэзии в РГГУ (2012).

• Дипломант международной литературной премии им. Н.В. Гоголя в номинации «Портрет» (2019).

Ссылки

Олег Демидов в Журнальном зале.

Олег Демидов на портале «Перемены».

Олег Демидов на портале «Текстура».

Олег Демидов на сайте «Свободная Пресса».

Олег Демидов на сайте премии «Национальный бестселлер».