Плотина на реке Ольховке

02.02.2021

Плотина на реке Ольховке — плотина, расположенная на реке Ольховка, притоке реки Исеть, в Екатеринбурге. Построена предположительно в 1824—1826 годах. Подпорная стенка плотины на р. Ольховке имеет статус архитектуры памятника федерального значения.1

Описание объекта

Плотина пересекает русло реки с юго-востока на северо-запад. В плане гидротехническое сооружение имеет прямоугольное очертание. Длина объекта — около 60 м. Высота — примерно 6.5 м. Конструктивно гидротехническое сооружение представляет собой земляную дамбу (насыпь), прорезанную по центру для устройства водоспуска. По способу пропуска воды плотина — водосбросная. Откос плотины со стороны нижнего бьефа укреплён каменной подпорной стенкой с контрфорсами. По типу восприятия нагрузок плотина — контрфорсная. Откос нижнего бьефа плотины архитектурно оформлен. Фасадная схема — семичастная. Плотина имеет семь пролетов: центральный — прорез и шесть глухих арочных ниш. Прорез выполняет роль водосброса и ранее (в 19 веке) был перекрыт плоским деревянным «балочным мостом» с ограждениями. Арки разделены трапециевидными контрфорсами. К подпорной стене пристроены массивные двухколонные портики дорического ордера. Портики обрамляют контрфорсы и связаны с подпорной стенкой пьедесталами и архитравными балками. Подпорная стенка плотины выполнена из грубо отесанных гранитных блоков, красного кирпича с использованием железных кованых полос, штырей и петель-анкеров. Кладка выполнена с использованием раствора и на сухую.

Расположение

Плотина расположена в Железнодорожном районе города Екатеринбурга по ул. Колмогорова.

История

Время возведения памятника датируется 1824 г. Автор проекта не установлен. Плотина возводилась как водоподпорная для образования Ольховского пруда и регулирования уровня воды в нём. Ниже плотины был перекинут деревянный мост, по которому проходила дорога, ведшая от Верх-Исетского завода до Генеральской дачи и до г. Екатеринбурга. Подпорная стенка нижнего бьефа плотины оформляла парадный въезд на территорию ансамбля Генеральской дачи до его разрушения в первой четверти XX в. С первой половины XX в. и по настоящее время выполняет функцию пешеходного и автомобильного моста (по дамбе плотины проходит дорога). В 1950-х гг. был проведен ремонт плотины. В 1991 г. был реконструирован прорез плотины. Прорез — бетонный.

Архитектурный стиль

Плотина построена в стиле классицизм.

Современное состояние

Гидротехническое сооружение выполняет водоподпорную функцию с момента возведения по настоящее время. Часть объекта скрыта под землей. Объект нуждается в консервации и реставрации.

Галерея