Конкурс скрипачей имени Карла Флеша

Конкурс скрипачей имени Флеша — конкурс академических скрипачей, проводившийся в Лондоне в 1945—1992 гг. в память о скрипаче и педагоге Карле Флеше.

История

Учреждённый вскоре после смерти Флеша по инициативе его родных — прежде всего сына, юриста Карла Франца Флеша (1910—2008), — и близких коллег (много лет игравшего с Флешем в дуэтах и трио Артура Шнабеля, ученика Флеша Макса Росталя), конкурс первоначально проходил в стенах Гилдхоллской школы музыки и был безденежным: победитель получал медаль с профилем Флеша (работы скульптора и медальера Бенно Элькана) и право в течение сезона выступить в качестве солиста с Лондонским филармоническим оркестром; к участию в конкурсе допускались музыканты не старше 30 лет независимо от гражданства. Со временем у конкурса, ставшего ежегодным, начали появляться частные и корпоративные спонсоры, награды конкурса стали наполняться материальным содержанием. Кардинальная перемена в истории конкурса произошла в 1968 г.: жюри конкурса возглавил Иегуди Менухин, а роль титульного спонсора взял на себя лондонский Городской фонд искусств. Конкурс стал проводиться раз в два года с гораздо большим размахом — до тех пор, пока в 1992 г. фонд неожиданно не закрыл финансирование для всех проводившихся им конкурсов и состязаний. Несколько раз предпринимавшиеся попытки возродить конкурс имени Флеша ни к чему не привели. В 2008 г. в родном городе Флеша Мошонмадьяроваре был однократно проведён конкурс скрипачей, объявивший о своей преемственности по отношению к лондонскому; его выиграл венгерский скрипач Эрнё Каллаи.

Члены жюри

За всю историю конкурса среди членов жюри были такие музыканты как сэр Леннокс Беркли, сэр Адриан Боулт, Захар Брон, Ида Гендель, Раймон Галлуа-Монбрен, Эмануэль Гурвиц, Бруно Канино, Герман Кребберс, Джон Лилл, Ифра Ниман, Рикардо Однопозофф, Игорь Ойстрах, Анджей Пануфник, Дьердь Паук, Макс Росталь, Йожеф Сигети, Владимир Спиваков, Лайонел Тертис, Зино Франческатти, Генрик Шеринг и другие.

Некоторые победители конкурса

  • Чаба Эрдели выиграл конкурс, играя на альте: в 1970 и 1972 гг. в виде эксперимента было разрешено участие альтистов в этом конкурсе скрипачей. По словам самого Эрдели, после этого часть ангажементов, предполагавшихся для победителя конкурса, была отозвана (поскольку выступления альтистов вызывали меньший интерес публики, чем выступления скрипачей), и в результате последующие конкурсы проводились только среди скрипачей.