Воронин, Григорий Иванович

02.02.2021

Григорий Иванович Воронин (21 декабря 1906, Макеевка, Донецкая область, Российская империя — 15 ноября 1987, Москва, СССР) — советский учёный в области криогенно-вакуумной техники и кондиционирования воздуха, доктор технических наук. Один из виднейших специалистов по созданию систем жизнеобеспечения самолётов, космических кораблей и орбитальных станций.

Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1966) и двух Сталинских (1949, 1952) премий. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1967).

Биография

Детство и учеба

Родился 21 декабря 1906 года в слободе, а ныне городе Макеевка Донецкой области Украины. В 1931 году окончил Сталинский горный институт в городе Сталино Украинской ССР. Профессорско-преподавательский состав института, видя огромный потенциал Григория и его тягу к авиации, советовал ему продолжить свое образование. В том же году он переехал в Москву, где поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, который успешно окончил в 1936 году.

Трудовой путь

В 1936 году сразу же после окончания «МАИ» был принят на Московский авиационный завод №34 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР, ранее выделенного из «Государственного авиационного завода № 1». Высокий уровень образования в сочетании с превосходными организаторскими способностями, позволили ему очень быстро пройти путь от инженера (1936-1938 годы), до главного технолога (1938-1939 годы) и начальника конструкторского отдела (1939-1940 годы).

В 1940 году в Москве на базе завода № 34 было создано особое конструкторское бюро − ОКБ-34, начальником и главным конструктором которого был назначен Воронин Г.И., впоследствии проработавший на этой должности до 1985 года. В начале Второй мировой войны предприятие эвакуировано на Урал. А уже в 1942 году ОКБ-34 было переименовано в ОКБ-124, вернулось в Москву и совместно с заводом №124 Наркомата авиационной промышленности СССР - Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике, где Григорий Иванович также занял должность главного конструктора, начало выпуск авиационной техники для фронта. В 1963 году ОКБ Воронина в составе завода №34 было выделено в отдельное предприятие получившее название „Агрегатный завод «Наука»“, где он стал генеральным директором и главным конструктором.


Конструкторское бюро под его руководством являлось головным разработчиком авиационных радиаторов, теплообменников, систем жизнеобеспечения и систем регулирования к ним для абсолютного большинства самолетов, создаваемых в СССР. Под его руководством разрабатывались системы кондиционирования для поддержания давления, температуры, влажности и чистоты воздуха в летательном аппарате.

С появлением и развитием пилотируемой космонавтики руководимое им предприятие разрабатывет системы жизнеобеспечения для космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Буран» и орбитальных станций «Салют», «Алмаз» и «Мир».

Педагогическая деятельность

С 1957 года начал преподавать в Московском энергетическом институте, где в 1958 году получил ученое звание профессора.

С 1962 года стал заведующим кафедрой "Криогенная техника и кондиционирование" Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана. Воронин придавал огромное значение тому, как растут его сотрудники в научном плане. За то время, пока он руководил предприятием, кафедра и агрегатный завод «Наука» составляли одно целое. Это позволило четко определить дальнейшее направление развития предприятия и набирать в ОКБ только высококлассных узкоспециализированных инженеров, способных сразу же после университета влиться в коллектив.

К моменту выхода на пенсию в 1985 году подготовил несколько сотен кандидатов и около 40 докторов технических наук. А также являлся автором более 450 авторских свидетельств.

Похоронен на Митинском кладбище.

Библиография

  • Воронин Г. И. Основы термодинамики и теплопередачи. — М.: Оборонгиз, 1958.
  • Воронин Г. И., Верба М.И. Кондиционирование воздуха на летательных аппаратах. — М.: Машиностроение, 1965.
  • Воронин Г. И., Поливода А. И. Жизнеобеспечение экипажей космических кораблей. — М.: Машиностроение, 1967.
  • Воронин Г. И. Системы кондиционирования воздуха на летательных аппаратах. — М.: Машиностроение, 1973.
  • Воронин Г. И., Дубровский Е. В. Эффективные теплообменники. — М.: Машиностроение, 1973.
  • Воронин Г.И., Сафонов О.А. Измерительные преобразователи скорости изменения давления. — М.: Энергия, 1974.
  • Воронин Г.И. Конструирование машин и агрегатов систем кондиционирования. — М.: Машиностроение, 1978.