Обожжённые крылья (фильм)

02.02.2021

«Обожжённые крылья» (1915) — художественный немой фильм режиссёра Евгения Бауэра. Фильм вышел на экраны 27 октября 1915 года. Фильм не сохранился.

Сюжет

Сюжет заимствован из романа Юрия Слёзкина «Ольга Орг». Роман в то время вызвал огромный интерес, особенно среди молодёжи. Ханжонков тут же приобрёл права на его экранизацию, и Евгений Бауэр поставил фильм «Обожжённые крылья» о губительном влиянии богемы на молодёжь. Юная героиня (в фильме её зовут не Ольга, а Таня) разочарована царящими в обществе нравами и устала от жизни в её начале.

Юная Таня видит на вокзале незнакомца, и его образ западает ей в душу. Однако он уезжает. Потом Таня увлекается другом своего брата Мстиславским и отдаётся ему. Таню любит гимназист Серёжа, и он делится чувствами с Мстиславским. Тот говорит, что готов поделится с ним и вызывает Таню. Таня убегает.

Умирает мать Тани. Через некоторое время у отца к негодованию Тани появляется новая экономка, которая чувствует себя хозяйкой в доме. Таня решает уехать в Москву. Она ищет работу, но всюду наталкивается на непристойные предложения. По тайной рекомендации Мстиславского Таня получает приглашение от князя, который увлекается ею.

Таня по-прежнему носит в душе образ незнакомца, который оказывается художником и другом писателя Желтухина. Желтухин с другом приходят к Тане, но та к этому моменту уже является любовницей князя.

Таня чувствует себя погрязшей в пороке и недостойной чистой любви. Она кончает жизнь самоубийством.

Фильм показывает отрицательные стороны жизни молодёжи середины 1910-х годов, отсутствие у молодых людей идеалов, царящие в их среде пьянство, разврат. Героиня фильма видит себя во сне запутавшейся в паутине. В фильме присутствуют сцены попыток изнасилования и самоубийств.

В ролях

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Евгений Бауэр
  • Оператор: Борис Завелев
  • Продюсер: Александр Ханжонков

Критика

Рецензент журнала «Проектор» («Проэктор») упрекал авторов фильма в избытке изображения дурных сторон жизни молодёжи: «ушат грязи, лавина насилия, сводничества, разврата и пьянства сваливается на голову ошеломлённого зрителя». В то же время он констатировал, что «технически лента выполнена очень хорошо».

Критик Валентин Туркин в журнале «Пегас» написал, что «картина вышла интересной» и «правдивость жеста и красота формы сгладили в значительной степени черты самой обыкновенной мелодрамы».

Журнал «Экран России» (1916, № 1) указал, что «эта постановка оставляет чудесное, светлое впечатление» и что «подкупил гражданский мотив, которому приносятся в угоду прихотливые извивы человеческой психологии…».