Персональные данные

02.02.2021

Персональные данные (сокр. ПД) или личностные данные — сведения, относящиеся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), которые могут быть предоставлены другим лицам.

Хотя концепция персональных данных довольно стара, развитие сетей связи и автоматизированного анализа данных позволило красть, централизованно собирать и массово продавать данные о человеке. Эти данные помогают выследить человека, спланировать преступление против него или постороннему выдать себя за другого. Более мирное применение персональным данным — реклама.

Персональные данные — это юридическое, а не техническое понятие, тем не менее современные технологии анализа данных позволяют отличить одного человека от другого по косвенным признакам.

Защита персональных данных и ответственность

Юридическая ответственность

Ответственность за разглашение персональных сведений наступает, в соответствии с частью 1, 2, ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по отношению к сведениям, которые составляют, например, врачебную тайну, разглашение которых не допускается, в том числе после смерти гражданина. К ним относятся:

  • сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи;
  • сведения о состоянии здоровья и диагнозе гражданина;
  • иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении гражданина.

Также в примечании к статье ст. 137 УК РФ говорится, что она предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или СМИ, а также за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Из приведённых статей ясно, что к ответственности может быть привлечено любое лицо, нарушающее ФЗ. Выходит, что пока мобильные приложения (соцсети и др.), а также интернет вещей (IoT) не выполняют никаких действий без их подтверждения, то есть требования закона соблюдаются, но стоит отметить, что необходима особенная внимательность пользователя при подтверждении тех или иных прав на доступ к конфиденциальной информации. Это касается и стандартов защиты корпоративных данных.

Защита персональных данных в соцсетях

Хотя имеется возможность настройки пользовательского доступа в соцсетях, это не решает проблему защиты персональных данных. Существуют и другие пути утечки данных, а именно: общедоступные данные, добровольно размещаемые пользователями в социальных сетях, могут быть обработаны сторонними сервисами, но у физического лица всегда есть право на исключение этих данных путём направления соответствующего требования оператору персональных данных (например, оператор связи или хостеру), по которому последний обязан немедленно прекратить обработку персональных данных этого лица.

Обнародование персональной информации судами

В силу ст. 13 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» обнародование информации о деятельности судов в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, к которым относится Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», а также издаваемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты Российской Федерации. На основании п. В ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в сети «Интернет» размещаются сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация об участниках судебного процесса, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.

Информация об участниках судебного процесса размещается в сети «Интернет» с учётом требований, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В силу абз. 1 ч. 4 ст. 15, персональными данными являются фамилии, имена и отчества участников судебного процесса, дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, страховой номер индивидуального лицевого счета. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации, за исключением текстов судебных актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны из этих актов исключаются персональные данные, указанные в части 4 статьи 4 ФЗ N 262-ФЗ.

Вместо исключённых персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Не подлежат исключению идентификационный номер налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилии, имена и отчества истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фамилии, имена и отчества осуждённого, оправданного, секретаря судебного заседания, судьи (судей), рассматривавшего дело, а также прокурора, адвоката и представителя.

Федеральный закон «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях (часть 1 статьи 1). Согласно части 2 статьи 8 Закона о персональных данных сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. В силу пункта 5 части 2 указанный Федеральный закон не распространяется на отношения, возникающие при предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", который является специальным законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Персональные данные в цифровых медиа

Другим аспектом персонализации является растущая распространённость открытых данных в Интернете. Многие компании предоставляют свои данные в Интернете через API, веб-сервисы и стандарты открытых данных. Данные, предоставляемые таким образом, структурированы, чтобы их можно было связывать и повторно использовать третьими сторонами. Доступ к данным, доступным в личном социальном графе пользователя, может осуществляться сторонним прикладным программным обеспечением, подходящим для персонализированной веб-страницы или информационного устройства.

Веб-страницы могут быть персонализированы на основе характеристик пользователей (интересов, социальной категории, контекста и др.), действий, намерений совершить покупку, проверить статус объекта или т.д. Обратите внимание, что этот опыт редко является просто приспособлением для пользователя, но представляет собой взаимосвязь между пользователем и желаниями дизайнеров сайта при осуществлении конкретных действий для достижения целей (например, увеличение конверсии продаж на странице).

Персонализация также рассматривается для использования в менее открытых коммерческих приложениях для улучшения взаимодействия с пользователем в Интернете.

Массовая персонализация

Массовая персонализация определяется как индивидуальная настройка в соответствии со вкусами и предпочтениями конечных пользователей. Массовая персонализация может рассматриваться как совместная работа между клиентами и производителями, которые имеют разные наборы приоритетов и нуждаются в совместном поиске решений, которые наилучшим образом соответствуют индивидуальным потребностям клиентов с возможностями настройки производителей.

Основное различие между массовой кастомизацией и массовой персонализацией заключается в том, что кастомизация — это способность компании предоставлять своим клиентам возможность создавать и выбирать продукт в соответствии с определенными спецификациями, но имеет ограничения. Один пример массовой персонализации: веб-сайт, зная местоположение пользователя и покупательские привычки, будет предлагать предложения, адаптированные к демографии этого пользователя. Каждый пользователь классифицируется по определенной характеристике (местоположение, возраст и т.д.). Поведенческий таргетинг представляет собой концепцию, похожую на массовую персонализацию.