Хайтлина, Алина Кирилловна

Алина (Аля) Кирилловна Хайтлина (до 2014 года носила фамилию Кудряшева, однако в качестве творческого псевдонима использует прежнюю фамилию; 10 ноября 1987, Ленинград) — русская поэтесса, российский и немецкий филолог.

Родилась, провела детство и юность в Санкт-Петербурге. Её известность в рунете началась в середине 2000-х годов благодаря стихам, которые она размещала в своём блоге в «Живом журнале». В 2007 году после размещения своего стихотворения «Мама на даче ключ на столе» и выхода её первого сборника стихов «Открыто», стала на какое то время одним из самых читаемых авторов русскоязычной части «Живого журнала». Несмотря на популярность, не видела себя профессиональным литератором, и по окончании Санкт-Петербургского университета основное время посвятила работе по специальности, лишь иногда выступая с чтением собственных стихов. В ноябре 2012 года переехала на постоянное место жительства в Германию. В 2016 году выходит её второй поэтический сборник «Иногда корабли». В 2020 году выходит третий сборник — «Нестрашные коты», куда вошли её стихи для детей.

Биография

Родилась 10 ноября 1987 года в семье технической интеллигенции в Автове, на юго-западе Ленинграда (с 1991 года — Санкт-Петербурга). По собственному признанию: «родилась и до 18 лет жила в Автово, на Краснопутиловской, 28, где соседей не слышно. Жили мы в таком прекрасном большом сталинском доме с высокими потолками. Нас там было много: я, сестра, мама, папа, бабушка ютились в двухкомнатной квартирке, поэтому, конечно, всегда недоставало личного пространства. Его приходилось строить самостоятельно: из одеял, диванов, ящиков, книжек и прочих подручных инструментов <…> У нас было так же, как и у всех детей технической интеллигенции той поры: много книг и уютная атмосфера. <…> Мама с папой всё время таскали нас в в походы, давали принимать участие в их собственной жизни, никогда не говорили: „это для взрослых“ или „это для детей“. Мы с ними гуляли по Ладоге, попадали в шторм на байдарках, ходили по рекам и озёрам, разжигали костёр и пели у него песни <…> С ребятами со двора и одноклассниками же я никогда не общалась <…> Не было интереса».

По собственному признанию, пишет стихи «лет с четырёх; а осмысленно — лет с одиннадцати». По собственному признанию, «в 11 лет я писала страшную готическую херню! Недавно нашла блокнотик, заполненный красивым почерком. Мне стало страшно, и я блокнотик закрыла. У меня вообще плохая память на детство. Я ребёнком была недолюбленным друзьями, сильно младше всех, и помню ощущение: „Ого, меня читают! Меня хвалят! Меня… любят?“»

В 2003 году принимает участие в поэтическом конкурсе «Новые Имена», где занимает 3 место. Её стихи публикуют в сборнике «Новые Имена Петербурга» (СПб., 2003). 3 июня 2003 года в возрасте 15 лет при помощи подруги завела блог izubr на платформе livejournal.com: «Когда я училась в школе, у меня был узкий круг общения „в реале“, и просто хотелось, чтобы меня любило много людей. Тут одна подружка говорит: „Давай я заведу тебе ЖЖ“». Именно её подруга выбрала для её блога название изюбрь, которое услышала от самой Алины, и даже «вывесила первые несколько моих стихов. А потом все завертелось. Сначала писала что попало, но когда подписчиков стало много, я поняла, что есть некоторые рамки, которые меня ограничивают, что люди от меня чего-то ждут». Впоследствии она отметила: «ЖЖ для меня был местом, где я познакомилась, собственно, с большой частью моих друзей. Миром, в который можно было убежать, когда в офлайне всё было не очень. И откуда можно было гордо уйти в реальный мир, если не очень становилось уже там».

Закончив в 2004 году Аничков лицей, в том же году поступила на дневное отделение факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, на кафедру теории языкознания. «Я выбирала между филологией и историей, а на филфак оказалось проще поступить, потому что были олимпиады, и для поступления мне нужно было сдать только один экзамен».

По собственным воспоминаниям, «не прижившись в компании толкинистов, с которой общалась сестра, я нашла собственную — с песнями, гитарами, хождениями по крышам и прочей романтикой». С октября 2004 года принимала участие в турнирах по спортивной версии «Что? Где? Когда?», выступала за ряд петербургских команд. В тот период она начинает приобретать известность в среде читателей «Живого Журнала». «Количество френдов резко выросло» после того, как она 29 мая 2005 года разместила стихотворение о солнечной батарее («Я работаю солнечной батареей, я в кармане оранжевом солнце грею»…). 11 сентября 2005 года завела себе второй блог xelbot, где писала главным образом о своей жизни, а в блоге izubr публиковала преимущественно новые стихи. Тем мне менее, в обоих блогах она помещала как стихи, так и рассказы о себе и не конструировала отдельных образов себя для разных блогов.

В 2005 году стала лауреатом бардовского фестиваля «Второй канал», проходившего под Серпуховом, участвовала в фестивале юношеской песни «Зимородок» (2005 и 2006 года). В декабре 2006 года победила в конкурсе молодых поэтов «ПОЭТому» в двух номинациях: основной и номинации любовной лирики. В 2007 году привлекла к себе внимание благодаря стихотворению «Мама на даче, ключ на столе…» (размещено в её блоге 23 мая 2007 года), которое также привело к резкому росту её популярности и числа подписчиков в «Живом журнале». На неё обратил внимание директор издательства «Геликон Плюс» Александр Житинский, назвавший её стихи «великолепнейшими по интонации, искренности», а саму Алю охарактеризовал так: «девочка в своем ЖЖ пишет только стихи — пожалуй, ничего, кроме стихов, не пишет и только на этих стихах имеет аудиторию 4,5 тыс. человек. Согласитесь, если стихи привлекли такое внимание, это о чём-то говорит». В октябре 2007 года Геликон Плюс издаёт дебютный сборник её стихов под названием «Открыто». Первоначальный тираж был раскуплен в считанные дни, и впоследствии книга несколько раз допечатывалась.

В декабре 2007 годах вновь принимает участие конкурсе молодых поэтов «ПОЭТому», где становится победителем конкурса во всех четырёх текстовых номинациях. Высокую оценку её творчеству дал поэт и литературовед Дмитрий Быков в литературном обзоре итогов 2007 года: «Кудряшевой двадцать лет, она бывает и вторична, и чрезмерно экзальтирована, и порой „с усердием вламывается в открытые двери“, но отрицать её удивительный талант невозможно. <…> Во всей генерации нынешних студентов свой голос есть у неё одной, хотя отдельные удачные стихи есть у множества ровесников и ровесниц». Александр Васильев также высоко оценил её творчество, отметив, что она «в 20 лет пишет так, как писал Бродский в 35-37» и даже положил на музыку некоторые её стихотворения.

10 января 2008 года в Центре современной литературы и книги на набережной Макарова, 10, состоялась презентация её книги и творческий вечер. В марте 2008 года выступала на фестивале памяти Вени Д’ркина. В это время на на её блог izubr было подписано уже более 6000 человек. В мае того же года в «Новой газете» отмечалось: «С недавних пор Аля Кудряшева „прописана“ на первой странице рейтинга русскоязычного сегмента ЖЖ, обойдя аккаунты Дмитрия Диброва, Леонида Парфенова, Бутч, Макса Фрая, Александра Житинского и многих других <…> Cама Аля старается на популярность свою особого внимания не обращать, и пока у нее вроде бы неплохо получается». Литературный критик Аркадий Застырец отмечал, чтобы стать знаменитым благодаря сети в ситуации, когда любой желающий благодаря интернету может заявить о себе как о поэте, «нужен талант великого масштаба. Тогда на фоне графоманского мусора его сразу же заметят».

В 2009 году окончила Санкт-Петербургский университет с красным дипломом. Затем поступила в Европейский университет в Санкт-Петербурге по направлению «этнология». Занималась антропологическими исследованиями, связанными с языком и культурной средой глухонемых: «Началось с курсовой о поэзии глухих — оказалось, что она почти не изучена. Эта поэзия основана как на семантике, так и на визуальном ритме и рифме. Язык людей с нарушениями слуха — образный, целая фраза может быть показана одним жестом, к тому же пространство задействуется непосредственно. Сообщество неслышащих очень закрытое, но мне повезло с человеком, который ввел меня туда. Это известный сурдопереводчик, он сказал: „Это хорошая девочка, она хочет учить жесты, будьте к ней добры“».

14 сентября 2009 года в Театральном центре «на Страстном» состоялся её поэтический вечер. На сайте «Татьянин день» отмечалось: «На вечере не предполагалось билетов и приглашений, но через некоторое время охранники перестали пускать внутрь: мест, дескать, нет. „Дяденька охранник, я их пускаю!“ — прокричала Аля, и народ вошёл, хотя в зале и правда давно уже стояли вдоль стен и сидели на всех лестницах».

26 июля 2010 года вышла аудиокнига «Три, два, один», содержащая 34 стихотворения в исполнении автора и бонус-трек «Улица тонет в шуме» в исполнении Веры Полозковой. В аннотации издательства об этом альбоме говорилось: «Проект „Три, два, один“ — это пластинка, для которой было отобрано тридцать пять Алиных стихотворений в авторском исполнении, а для каждого стихотворения была написана оригинальная музыка. И этот альбом уже выходит за грань просто аудиокниги, хотя и музыкальной пластинкой его пока трудно назвать. В некотором смысле „Три, два, один“ — диск экспериментальный. В каком-то треке можно услышать классические нотки, в каком-то рок-н-ролльные басы и гранжевую гитару, а какие-то стихотворения звучат с типично британским акцентом в музыкальной подаче, потому что читаются под трип-хоп»{.

В мае 2011 года она была приглашена на 12-й фестиваль авторской песни «АкБард» в Новосибирске. В сентябре 2011 года получила премию «Топ-50: Самые известные люди Петербурга» журнала «Собака.Ru» в номинации литература. Вместе с тем в интервью данному журналу она сказала: «Мне кажется, в литературной среде не любят таких, как я и Вера Полозкова. Там ориентируются друг на друга, а мы пишем прямо „в народ“. Несколько раз я ходила на поэтические тусовки и поняла, что так называемая литературная жизнь меня не влечёт. <…> Стихи — важная часть моей жизни <…> Но мне никогда не приходило в голову, что человека можно уважать за стихи, что ими можно гордиться, тем более я не связываю свою будущую жизнь с литературой. Дальнейшее я вижу так: напишу диссертацию, потом, возможно, поеду на стажировку за границу». В конце 2011 года она отмечала, что помимо научной работы, «Большую часть времени я занимаюсь фигнёй, туплю, веду активную социальную жизнь. <…> У меня замечательные коллеги, прекрасный состав моего курса аспирантуры, и мне хватает эмоций, которые я получаю там».

В ноябре 2012 года уезжает жить и работать в Мюнхен, где становится сотрудницей культурного центра «Город». Переехав в Германию, продолжила играть в «Что? Где? Когда?» По собственному признанию: «В Мюнхен я переехала в 24, руководствуясь чисто прагматическими соображениями: меня позвали сюда работать. Конечно, если бы я выбирала, то выбрала бы Гамбург». В августе 2014 году сообщила о том, что сменила фамилию, став Алиной Хайтлиной.

Находясь в Германии, приняла участие в подготовке краткого русско-немецкого и немецко-русского словаря, который вышел в 2015 году и удостоился положительной оценки в немецкой критике.. В сентябре 2015 года Дмитрий Быков отмечал: «Некоторые её стихи мне очень нравились. То, что сейчас, кажется мне пока ещё разбегом перед новым прыжком. Возможно, она должна очень радикально измениться и уж конечно должна начать писать короче. <…> Кудряшева очень испорчена ранней славой — даже не ранней, а вот этим хором восторженных девушек, которые пишут: „До слёз! Пробило! Продрало! Вы святая! Неописуемо!“ (или в лучшем случае: „Улыбнуло“). Всё это — такая пошлятина! Мне кажется, поэт не должен зависеть от аудитории, или зависеть от неё минимально, или эта зависимость должна быть другой, а не каментовой». Также он выразил сожаление по поводу её отъезда из России.

К тому времени она сворачивает свою активность в «Живом журнале», некогда принёсшим ей известность: в 2014 году она прекращает вести свой блог xelbot, 27 июня 2016 года в последний раз она публикует стихи в своём основном блоге izubr, а 30 апреля 2018 года объявляет, что «этот журнал я вряд ли буду обновлять ещё, а всякие глупости переехали на фейсбук, где счастливо и живут».

В сентябре 2016 года выходит её сборник стихов «Иногда Корабли». Книга выпущена под привычным публике именем именем Аля Кудряшева, в выходных данных указан 2017 год. «Независимая газета» написала, что этот сборник: «эклектичен, если не сказать экспериментален. <…> Главенствуют темы любви и смерти, судьбы, родного города, ощутимы влияния поэтических мэтров. Тем не менее это живая тревожная картина души, форма, которую выбирает автор, подчиняется состоянию. Здесь вся палитра размеров и строфик. Пружинистый плясовой ритм сменяет расшатанный утекающий в строку поток зафиксированных визуальных образов».

15 октября 2019 года выпускница аспирантуры Череповецкого государственного университета Анна Горушкина защитила диссертацию «Лингвокультуремы в структуре современного поэтического дискурса сетевого автора Али Кудряшевой: функциональный аспект изучения» на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Диссертация была написана на основе анализа 412 стихотворений, размещённых Али Кудряшевой в поэтическом блоге в период с 2003 по 2017 год.

В декабре 2020 года выпустила книгу стихов для детей и про детей «Нестрашные коты». Её стихотворения вошли в вышедшую в том же году антологию «Возврату не подлежит», объединённую темой пандемии коронавируса

Произведения

Стихотворения

  • Новые имена Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2003. (Поэтический сборник с подборкой произведений А. К. Кудряшевой, одна из первых представительных публикаций поэтессы).
  • Открыто. — СПб.: Геликон Плюс, 2007. — 128 с. — ISBN 5-93682-446-3.
  • Три, два, один. Аудиокнига. — М.: КонтентМедиа, 2010.
  • Книга, которая приносит счастье. Харьков, 2010. (Поэтический сборник с подборкой произведений А. К. Кудряшевой).
  • Иногда корабли. — М.: Лайвбук, 2017. — 176 с. — ISBN 978-5-9908083-1-7
  • Нестрашные коты. — 2020. — 3000 экз. — ISBN 978-5-907056-47-3.

Лексикография

  • PONS, Kompaktwörterbuch Russisch: mit Online-Wörterbuch. Russisch — Deutsch, Deutsch — Russisch; [130.000 Stichwörter und Wendungen; für Alltag und Beruf] / [Bearb. von: Alina Khaitlina …]. — Neubearb., 1. Aufl. — Stuttgart: PONS GmbH, 2015. — 1964 S., Kt. ; 20 cm. — ISBN 978-3-12-517973-8