Бельские просторы

«Бельские просторы» — издаваемый в Башкортостане ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал на русском языке.

История журнала

«Бельские просторы» — единственный толстый литературный журнал на русском языке в Республике Башкортостан, активно участвует в общероссийском литературном процессе. В отличие от других ещё выходящих в России «толстых» литературных журналов, «Бельские просторы» не имеют истории советского периода. Журнал молодой — издаётся с 1998 года.

Скандал, связанный с отказом в принятии «Бельских просторов» в «Журнальный зал»

Редакция журнала в течение длительного времени неоднократно обращалась к руководству «Журнального зала» с просьбой включить «Бельские просторы» в число журналов, представленных на этом сайте.

В марте 2010 года стало известно, что журналу отказано без объяснения причин. В сети Интернета разгорелся скандал, сопровождавшийся ожесточёнными дискуссиями в блогосфере, в котором, по словам критика Виктора Топорова, в защиту «Бельских просторов» выступили такие литераторы, как Светлана Василенко, Александр Карасёв, Андрей Рудалёв, также упоминались участники петербургского поэтического объединения «Пиитер». Позже в конфликт включился Виктор Топоров, выступивший в СМИ с резкой критикой «Журнального зала» в связи с ситуацией с «Бельскими просторами». По словам куратора «Журнального зала» Сергея Костырко,

противники ЖЗ обсуждали в Сети предложение о подаче президенту и правительству соответствующего прошения от литобщественности с просьбой национализировать ЖЗ и создать на его месте всеобщую интернет-библиотеку «толстых» журналов, в который бы выставлялись все желающие. В Сети висят тексты с заголовками: «Доколе „Журнальному залу“ оставаться частной лавочкой?», «Толстожурнальный шовинизм» и т. д.

Однако, утверждал Костырко,

«Журнальный зал», извините, действительно «частная лавочка», как выражаются в Сети, то есть самостоятельный сайт, а не госресурс, не имеющий права принимать самостоятельные решения и права на собственную программу…

Инцидент с «Бельскими просторами» послужил поводом для круглого стола на страницах журнала «Литературная учёба», в ходе которого были высказаны разные мнения. Так, поэт Сергей Арутюнов заявил, что

принципы толерантности и объективности, так утомительно долго рекламируемые поводырями литературного процесса, руководителям «ЖЗ» глубоко параллельны.

Критик Сергей Беляков отметил:

над критериями качества надо подумать. Тогда одобрение или отказ будут выглядеть обоснованными.

В 2013 году, отвечая на вопрос писателя Игоря Савельева, главный редактор «Бельских просторов» Юрий Горюхин выразил сожаление, что ситуация вылилась в конфликт, подчеркнув, что сам он к этому не имеет отношения:

Там вообще была какая-то история, по-моему, больше эмоциональная: все эти заявления, публикации, скандалы… <…> Я думаю, если бы всё было более дипломатично и не встревали сторонние люди, то, может быть, спокойненько нас в этот «Журнальный зал» бы и поставили…

Критика на страницах журнала

«Бельские просторы» публикуют прозу, стихи, публицистику как башкирских, так и всероссийских авторов, но относительную известность журналу принесла его критика.

С конца 2000-х годов особое место в журнале занимала рубрика критика Кирилла Анкудинова «Любовь к трём апельсинам» — обзор трёх столичных литературных журналов («Октябрь», «Новый мир», «Знамя»). Рубрика обеспечивала провинциальный журнал читателями из окололитературных кругов Москвы. В мае 2013 года Анкудинов заявил в своём блоге, что прекращает вести рубрику — мотивируя это тем, что во-первых, данные столичные журналы больше не поступают в библиотеку города Майкопа, где он живёт, во-вторых, качество их материалов настолько снизилось, что в любом случае рецензировать в них практически нечего. В июньском номере «Бельских просторов» за 2013 год вышел только поэтический обзор Елены Сафроновой, в котором, несмотря на название «Обзор „литтолстяков“» (то есть «Обзор литературных журналов»), почему-то обозревалась книга стихов Евгения Степанова.

В создании обзоров «толстых журналов» на страницах «Бельских просторов» участвовали и другие критики — в частности, Надежда Аверьянова, Валерия Жарова, Борис Кутенков, Ян Шенкман. Подготовленные Валерией Жаровой обзоры журналов «Волга», «Нева» и «Урал» вызвали, по свидетельству писателя Александра Карасёва, шквал негодования пострадавших авторов и близких к ним литераторов, окрестивших Жарову «Топоровым в юбке», Леонид Шимко, подписавшийся «геосимволистом», критиковал Жарову в газете «Литературная Россия» за безосновательность и необъективность.

В «Бельских просторах» появилась также рубрика Александра Кузьменкова, подвергающего острой критике книги из шорт-листов основных российских премий. В феврале 2012 года критик и литературный агент Юлия Щербинина в «открытом письме» на имя главного редактора «Бельских просторов», опубликованном в «Литературной России», приведя многочисленные цитаты из статей Кузьменкова и Анкудинова, писала:

Систематическое и последовательное тиражирование оскорблений, обвинений, инсинуаций вынуждает писателей отказываться от публикаций в журнале и сокращает читательскую аудиторию, состоящую не из любителей кабацких драк и боёв без правил, а из интеллигентных, образованных и мыслящих людей…

— угрожая, в случае продолжения «непосредственного пособничества трансформации публичной рефлексии художественного текста в словесный произвол», обратиться в «вышестоящие инстанции», «для регулирования сложившейся ситуации». К «открытому письму» Юлии Щербининой присоединились и задетые Кузьменковым писатели Владимир Козлов и Алексей Иванов (клиенты литературного агента Щербининой). Солидаризировался с Щербининой также критик Павел Басинский:

Есть журнал «Бельские просторы», там собрался коллектив авторов, которые всех «мочат»: Алексея Иванова, Захара Прилепина, всех, кто моден… Зачем?

На страницах «Литературной России» Щербининой ответил Юрий Серб:

Что же делать, Юлия Владимировна, если критик Александр Кузьменков объективно прав!

После своего обращения Щербининой, по её словам, пришлось столкнуться с обвинениями в публичном доносе:

отовсюду послышались истерические вопли о «посягательстве на свободу слова», «попрании демократических основ» и кликушеские причитания о «возврате к 37 году».

Вероятно, Щербинина имела в виду высказывания в блогосфере («отовсюду послышались»), в «Литературной России» (и т. п. СМИ), а также замечание Кирилла Анкудинова, брошенное мимоходом в одном из очередных его обзоров:

Юлия Щербинина вершит поступок, возмутительный не только по наивзыскательному христианскому «добротолюбию», но даже по снисходительному бытовому адату интеллигента, — публично доносит на критиков, угрожая «вышестоящими инстанциями».

Оправдываясь, главный редактор «Бельских просторов» Юрий Горюхин высказался в том смысле, что позиция авторов не совпадает с позицией редакции.

Редакция

  • Главный редактор — Горюхин Ю. А.;
  • Главный бухгалтер — Давлетшина М. А.;
  • Заместители главного редактора — Чарковский В. В., Чураева С. Р.;
  • Ответственный секретарь — Бекасов С. М.;
  • Секретарь — Иванова Н. Н.;
  • Заведующий отделом поэзии — Грахов Н. Л.;
  • Заведующий отделом прозы — Фаттахутдинова М. С.;
  • Заведующий отделом публицистики — Чечуха А. Л.;
  • Технический редактор — Калимова Р. С.;
  • Корректоры — Казимова Т. А., Симонов А. А.;
  • Выпускающий редактор — Грахов Н. Л.

Авторы

Кирилл Анкудинов, Сергей Беляков, Юрий Буйда, Галина Врублевская, Олег Ермаков, Камиль Зиганшин, Александр Карасёв, Марат Каримов, Олег Лукошин, Игорь Савельев, Герман Садулаев, Елена Сафронова, Айдар Хусаинов, Всеволод Глуховцев, Лев Усыскин и др.