Индийский пейл-эль

Индийский пейл-эль (India Pale Ale, сокращ. IPA, что значит «индийский бледный эль») — сильно охмеленная разновидность пейл-эля (устар. пель-эль). Хмель придаёт пиву богатый аромат и приятную горечь. Это наиболее востребованный стиль крафтового пива в США.

Истоки в Британии

Первое упоминание об индийском пейл-эле найдено в Sydney Gazette (Австралия) за 1829 год. Название объясняется тем, что в XIX веке это был основной вид пива, поставляемый из метрополии в Британскую Индию. Невероятно горький эль с высоким содержанием хмеля и крепостью выдерживал многомесячное путешествие в южных широтах лучше других сортов. Ко времени поступления потребителям в Индии его вкус смягчался и становился приемлемым.

Основной вклад в создание этого пива внесли крупные пивоварни Бертона-на-Тренте, которые до континентальной блокады экспортировали свою продукцию преимущественно в Российскую империю. Переориентация этих производителей на индийских потребителей связана с тем, что царский министр Е. Ф. Канкрин, будучи сторонником протекционизма, ввёл в 1822 г. запретительный тариф, затруднявший доступ иностранных продуктов на российский рынок. Почти весь экспорт пива из Англии остановился, крупные партии застряли в порту Кронштадта.

Пивовары направили премьер-министру и каждому члену парламента по петиции с требованием надавить на царское правительство и добиться отмены возмутительного тарифа; рассматривалась даже возможность подкупа царского министра. Довольно скоро выяснилось, что запрет касается только светлого пива, тогда как тёмное пиво (балтийский портер, императорский стаут) было по-прежнему востребовано в Петербурге. По пабам Лондона и других британских городов был разослан следующий «циркуляр»:

«РУССКИЙ ТАРИФ! По причине неожиданных запретительных мер, принятых русским правительством и затрагивающих различные статьи британского экспорта, пивовары Вильсон и Оллсоп из Бёртона предлагают публике значительное количество густого светлого эля с прекрасным ароматом, необычной крепости, сваренного специально для этого рынка, по сниженной цене 2 шиллинга 6 пенсов за галлон, в бочонках по 40 галлонов. Не требует упоминания по общеизвестности, что эль этой пивоварни не имел конкурентов на балтийском побережье в течение последних сорока лет».

Несмотря на распродажу, англичане не спешили разбирать «эль для русских», ибо он был настолько сладким, что кружка прилипала к столу, стоило пене перелиться через край. Многие лондонцы сочли, что напиток испорчен попаданием мёда, хотя это было не так. Чтобы избежать банкротства, крупнейшим производителям приходилось избыток пива отправлять в отдалённые колонии Британской империи. Выяснилось, что это путешествие лучше других сортов выдерживает крепкое пиво с повышенным содержанием хмеля.

Благодаря деловой хватке Басса и других пивоваров к середине XIX века горький светлый эль завоевал популярность в Ост-Индии, Австралии, Новой Зеландии и Капской колонии. Моряки и военные возвращались из колоний ценителями пива в колониальном стиле. К концу XIX века IPA стал вытеснять с британского рынка другие разновидности пейл-эля. Многие производители выпускали хорошо охмеленный эль на светлом солоде просто как «пейл-эль», отказавшись от эпитета «индийский» как от анахронизма.

Из-за дефицита зерна в годы Первой мировой войны крепость английского пива сильно упала. Это отразилось и на пейл-эле, характерные черты которого к середине XX века оказались смазанными.

Развитие в Америке

В середине 1970-х гг. крафтовые пивоварни Калифорнии (в основном из окрестностей Сан-Диего) стали экспериментировать с малоизвестными местными сортами хмеля. Чтобы подчеркнуть хмелевую составляющую, они выпускали свою продукцию под традиционным названием India Pale Ale. Ароматические свойства хмеля стали открытием для американской молодёжи. Популярность новых сортов способствовала бурному росту крафтового пивоварения в США. В настоящее время принято различать классический (английский) IPA и его американскую версию.

IPA в американском стиле отличают «фруктово-цитрусово-хвойные ноты» которые достигаются исключительно благодаря сочетанию нестандартных сортов хмеля, без каких-либо искусственных добавок. Каждая, даже крохотная пивоварня в Калифорнии предлагает фирменный сорт пейл-эля с уникальным ароматом.

Современные марки американского IPA «насыщены тонами хвои, цитруса, персика, ананаса, тропических фруктов и цедры». Последние сорта хмеля, выведенные в Новом свете, дают сильный аромат манго, дыни, грейпфрутов. Поклонников избыточного хмеля в пиве называют хопхедами (hopheads, «хмельные головы»). Ценители более традиционного пива относятся к этому поветрию иронически, заявляя, что «поклонение хмелевой горечи сравнимо разве что с фетишизацией гудрона».