Чудакарана

Чудакарана (санскр. चूड़ाकरण, Cūḍākaraṇa IAST) — восьмая из 16 санскар, совершаемых индусами. Эта церемония связана с первой стрижкой ребёнка. Другие названия — чудакарма, чаула, мундана.

Согласно грихья-сутрам, чудакарана должна иметь место в конце первого года жизни ребёнка либо же перед окончанием третьего (Ману-смрити, II.35), но более поздние писания увеличили этот возраст до семи лет. Сначала волосы ребёнка смачиваются, затем отец стрижёт их, читая молитвы. После стрижки волос ребёнка его отцом часто оставляется шикха (śikhā IAST) или чуда (cūḍā IAST), прядь волос на макушке головы, расположение которой определяется семейными или местными традициями. Волосы выбрасываются в реку либо прячутся в недоступное место вместе с коровьим навозом. В современном варианте чудакарана часто проводится как составная часть упанаяны.

По традиции волосы, которые были на голове ребёнка при рождении, ассоциируются у индусов с неблагоприятными остатками от прошлых жизней. Поэтому во время чудакараны ребёнок полностью обривается, обозначая тем самым свободу от прошлого и переход в будущее. Также пострижение входит в число ритуалов, которые по «Законам Ману» (II.27) очищают для дваждырождённых отцовский и материнский грех.

В Ришикеше, на берегах Ганга, происходит специальная чудакарана (или мундана). В этой церемонии помимо стрижки и обривания волос читаются ведийские мантры и молитвы тренированными жрецами и ачарьями. Голова ребёнка обривается, а его волосы приносятся в символический дар священной реке. Ребёнок и его семья затем проводят священную яджну.

Для девочек совершается нечасто, в основном без чтения мантр.