Рубцовский троллейбус

Троллейбусное движение в городе Рубцовске Алтайского края открылось 28 декабря 1973 года. Рубцовск стал вторым городом в крае, где появился этот вид транспорта. По состоянию на 2016 год в городе имеется 2 маршрута, весь парк обслуживает единственное депо. 28 декабря 2013 года отмечалось 40-летие открытия троллейбусного движения в городе Рубцовске.
История
Руководители Рубцовска, председатель городского исполкома П. Ф. Красиков и первый секретарь горкома КПСС В. Т. Мищенко, в 1968 году смогли уговорить министерство жилищного и коммунального хозяйства РСФСР выделить на строительство троллейбусной системы в городе 3,5 млн. рублей. Но фактически на средства республиканского бюджета были построены только депо и тяговые подстанции. Строительство линий велось заводами, каждый из которых, будучи заинтересованным в доставке рабочих на предприятия, имел свой участок строительства.
«Хозяйственный способ» строительства имел как свои достоинства, так и недостатки. Так, контактная сеть была поставлена на металлических опорах, что продлило срок её службы. С другой стороны, для удешевления строительства из проекта была выброшена укладка дорог для троллейбусов.
Маршруты
Действующие
1 РМЗ — Черёмушки (через Проспект Ленина)
2 РМЗ — Черёмушки (через Пролетарскую улицу)
Закрытые
- 1982. Открыт маршрут № 3 «РМЗ — площадь Ленина». Маршрут работает в «часы пик».
- 1983. Маршрут № 3 «РМЗ — площадь Ленина» закрыт.
- 31.07.1985. Открыт маршрут № 3 «Техникум-Черемушки» (Депо).
- Осень 1986. Маршрут № 2 в Северной части города направлен аналогично маршруту № 3: с заездом к кольцу за троллейбусным парком, а также по односторонней линии через улицы Алтайская, Северная, Октябрьская. Маршрут № 3 работает только в «часы пик».
- 1989. Открыта небольшая соединительная линия по улице Октябрьская (от ул. Дзержинского до ул. Калинина). По ней пущены маршруты № 2 и № 3. Заезд маршрутов № 2 и № 3 к остановке «Поликлиника» отменён.
- 1993. Маршрут № 3 отменён.
- 1998. Снова открыт маршрут № 3 «Техникум-Черемушки (Депо)». Маршрут работает в «часы пик».
- 1999. Маршрут № 3 отменён.
- 21.04.2001. Закрыт для маршрутного движения участок по ул. Светлова от Алтайской до троллейбусного парка (подвесного моста). Маршрут № 1 пущен через улицу Северная. Маршрут № 2 пущен по ул. Светлова.
- 05.2001. Открыт маршрут № 1к по трассе бывшего маршрута № 1 (=1973). Маршрут работает в «часы пик».
- 11.2001. Маршрут № 1к отменен, маршрут № 1 возвращен на историческую трассу, маршрут № 2 пущен через улицу Северная.
Подвижной состав
В наличии имеется 51 троллейбус следующих модификаций:
- ЗиУ-682В 2шт. №№66, 83
- ЗиУ-682 В [В00] 4шт. №№88, 90
- ЗиУ-682В-012 [В0А] 5шт. №№98, 99, 101—103
- ЗиУ-682Г [Г00] 2шт. №№108, 109
- ЗиУ-682 (ВМЗ) 8шт. №№110-115, 119, 120
- ЗиУ-682Г-014 [Г0Е] 2 шт. №№116, 117
- ЗиУ-682Г-012 [Г0А] 1 шт. №118
- ВМЗ-100 1 шт. №86
- БТЗ-5276-01 1шт. №93
- ЗиУ-682Г-016 (012) 1шт. №121
- ЗиУ-682 КВР БТРМ 1шт. №100
- ЗиУ-682 Барнаул 4 шт. №№64, 75, 128, 129
- СТ-682Г 10 шт. №№56, 67, 69, 70, 77, 79, 104, 124-126
- СТ-6217 3 шт. №№91, 107, 130
- БТЗ-5276-04 1шт. №68
- АКСМ-20101 БТРМ 2шт. №№122,123
- МТРЗ-6223С 1шт. №127
- ЗиУ-682 КР Иваново 2шт. №№87, 92
- ВМЗ-5298.01 «Авангард» 1 шт. №131
Нереализованные планы и проекты
- В 1980-х— 1990-х гг. в Рубцовске было начато строительство новой троллейбусной линии — через путепровод ж/д вокзала в западном направлении от пл. Ленина по ул. Калинина и Рабочему тракту до ул. Арычной, и по ней планировалось пустить новый маршрут № 3 до Кольца. Однако, в 1991 году строительство было свернуто, подвески с консолями и КС не были проложены, но были установлены опоры, столбы и арматура. Они сохранились до сих пор.
- Также в 1990-х годах планировалось проложить новую линию от пр. Ленина по ул. Кавказской и ул. Мануковского в восточном направлении до микрорайона «Домики», и по ней планировалось пустить продлённые маршруты № 1 и № 2 от РМЗ. Однако строительство так и не было начато.
Интересные и примечательные факты
- Помимо маршрута № 1, в Рубцовске существовал подвозной маршрут № 3 «РМЗ — Площадь Ленина». Маршрут работал только в «часы пик», являлся вспомогательной и укороченной версией маршрута № 1 «РМЗ — Улица Светлова» и действовал в 1982—1983 годах.
- Помимо маршрута № 2, существовал подвозной маршрут № 3 «Техникум — Черемушки (Депо)». Маршрут работал только в «часы пик», являлся вспомогательной и укороченной версией маршрута № 2 «РМЗ — Черемушки (Депо)» и действовал в период 31.07.1985—1993 и 1998—1999 годов.
- В Рубцовске был введён в эксплуатацию новый укороченный троллейбусный маршрут № 1к «РМЗ — Улица Светлова», по исторической трассе бывшего прежнего троллейбусного маршрута № 1 «РМЗ — Улица Светлова». Маршрут работал только в «часы пик», являлся вспомогательной и укороченной версией маршрута № 1 «РМЗ — Улица Светлова» и действовал всего полгода в период 05.2001 — 11.2001 года.