Щуко, Владимир Алексеевич

Владимир Алексеевич Щуко (5 июля 1878, Берлин — 17 января 1939, Москва) — русский, советский архитектор, художник театра, просветитель. Академик архитектуры (1911). Видный мастер петербургской неоклассики 1910-х гг. (ретроспективизма). В советское время, в соавторстве с В. Г. Гельфрейхом — проектировщик нового здания Библиотеки имени Ленина и нереализованного проекта Дворца Советов в Москве; один из создателей сталинской архитектуры.

Биография

Начало карьеры

Рисунок римской виллы Джулия из «Путевого альбома» Щуко

Владимир Алексеевич Щуко родился в семье военного, вырос в Тамбове. В 1888 году поступил в Тамбовское реальное училище, окончив которое в 1896 году поступил на Архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (мастерская Л. Н. Бенуа), которую окончил в 1904 г. со званием архитектора-художника и правом на пенсионерскую поездку. Совершил путешествие «через Константинополь и Грецию в Италию». Совет Высшего художественного училища приобрёл собрание его рисунков и набросков и продлил пенсионерство ещё на год. «Этот год работал исключительно в Италии» (Виченца, Мантуя, Рим); по возвращении провёл успешную выставку своих итальянских работ. Учась в Академии, путешествовал и по русскому Северу, побывал на Шпицбергене (1901). Разносторонне талантливый, Щуко был успешен и в живописи, и в театре — на сцене МХТ. Один из учредителей Музея Старого Петербурга (1907). Ранние практические работы Щуко — временные парковые и увеселительные постройки — несут печать модерна (1907—1911).

Предреволюционная неоклассика

В. А. Щуко примкнул к лагерю неоклассиков (ретроспективистов) ещё в своём дипломном проекте 1904 года. Его первый практический успех в неоклассике — постройка двух доходных домов К. В. Маркова в Санкт-Петербурге (№ 65 (1908—1910) и № 63 (1910—1911) по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. В это же время Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме при участии своего ученика Э. Е. Шталберга и Торгово-промышленной в Турине.

Получив международное признание и звание академика архитектуры (1911), Щуко стал одним из самых востребованных петербургских архитекторов, проектировал загородные усадьбы высшей знати, Памятный зал Академии художеств (1914, ныне т. н. зал Щуко), Дом губернского земства в Киеве (1913—1914; ныне здание штаб-квартиры СБУ) и др. В то же время он руководил классом композиции в Обществе поощрения художников, возглавлял Женские архитектурные курсы Л. П. Молас и Е. Ф. Багаевой (c 1913 года), воспитывал архитекторов в собственной мастерской. В их числе был и будущий постоянный соавтор Щуко, Владимир Гельфрейх.

Революционные годы

Щуко принял новую власть, работал оформителем и карикатуристом, создавал памятники революционным вождям в Петрограде и Одессе.

Строительство Московского банка (Невский проспект, д. 14), начатое по проекту Щуко, было остановлено в 1917 году.

В 1917 году Щуко реставрировал зал заседаний Таврического дворца, где последовательно размещались Временное правительство России, Всероссийское учредительное собрание и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.

В 1923—1924 годах были сооружены римско-дорические пропилеи Смольного (соавтор В. Г. Гельфрейх, по другим данным, Г. А. Голубев) — первая монументальная постройка советского периода в Петрограде. В том же (1923) году по проекту Щуко построен Иностранный отдел (вход, пропилеи, Главный павильон, кафе-ресторан и др.) на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (соавторы: В. Г. Гельфрейх, Г. А. Голубев; при участии Н. Д. Колли, худ. А. Гущин).

В 1925 году Щуко и Гельфрейх участвовали в конкурсе проектов Дома культуры Московско-Нарвского района (конкурс выиграл Н. А. Троцкий, но постройка была осуществлена по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского).

Щуко и Гельфрейх создали культовый образ советской истории — памятник Ленину на броневике (1925—1926; скульптор С. А. Евсеев) перед Финляндским вокзалом.

С этим скульптором Щуко также сотрудничал в работе над надгробным памятником А. Р. Кугелю на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде (1928) и нереализованным проектом памятника Т. Г. Шевченко в Киеве (1930—1931).

По проектам Щуко и Гельфрейха построены:

  • Понижающие подстанции Волховской ГЭС на Васильевском острове (13-я линия Васильевского острова, 34), Выборгской (Большой Сампсониевский проспект, 16) и Петроградской сторонах (улица Ленина, 4) (1924—1927; соавтор: В. Г. Гельфрейх);
  • Дом культуры им. Ленина при заводе «Большевик» в Ленинграде (1927—1929; соавтор: В. Г. Гельфрейх);
  • Здание Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве (1928—1958, конкурс). Щуко и Гельфрейх не участвовали в объявленном в 1927 году конкурсе на проект библиотеки, однако предпочтение было отдано их проекту. Строительство главного книгохранилища было завершено в конце 1930-х годов (по другим данным, в июне 1941 года), уже после смерти архитектора. Верхний ряд скульптурного фриза выполнен по эскизу Щуко, нижний — В. Г. Гельфрейха.
  • Клуб (Дворец культуры) текстильщиков в Егорьевске (1929).

1930-е годы и Дворец Советов

Драматический театр Ростова-на-Дону.

Щуко и Гельфрейх не принимали участие в открытых конкурсах проектов Дворца Советов (1931—1933), представив свою работу на третий, закрытый конкурс (1932), когда первенство уже было признано за Б. М. Иофаном. Решением свыше усилия трёх архитекторов были объединены; образ Дворца, растиражированный прессой тридцатых годов, — плод их совместной работы.

В 1934 году Щуко совершил новое путешествие по Италии, что нашло отражение в новой серии графических работ.

В сентябре 1935 г. Щуко и Гельфрейх возглавили Вторую мастерскую Моссовета, работавшую над реконструкцией территорий, прилегавших к будущему Дворцу. Работа над проектом продолжалась до смерти Щуко в 1939 году; в то же время по его проектам строились и другие сооружения:

  • Академический театр драмы им. Максима Горького в Ростове-на-Дону (1930; заказной проект; построен в 1932—1936 годах; соавтор: В. Г. Гельфрейх; при участии И. Е. Рожина, Л. Б. Сегала, разрушен в 1943 году, восстановлен в 1963 году);
  • Дом Правительства Абхазской АССР в Сухуми (1932—1939; конкурс; при участии А. П. Вайтенса, А. П. Великанова, Г. В. Щуко; в 1960-е годы к центральной части было пристроено новое многоэтажное здание Совета министров (затем парламента) Абхазии, частично разрушенное в 1993 году);
  • Мацестинский виадук в Сочи (1936—1938; соавторы: В. Г. Гельфрейх, З. О. Брод, А. Ф. Хряков);
  • Большой Каменный мост в Москве (1937—1938; соавторы: В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус; инж. Н. Я. Калмыков);
  • Главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) с башней Конституции, открыт после смерти архитектора в 1939 г. (1938—1939; соавторы: В. Г. Гельфрейх, Г. В. Щуко). Демонтирован при строительстве нового Главного павильона;
  • Станция метро «Электрозаводская» (завершена строительством в 1944 году по проекту, доработанному В. Г. Гельфрейхом и И. Е. Рожиным).

Неосуществленные проекты

  • Киево-Лыбедская Троицкая церковь в Киеве (1909; конкурс; соавтор: Е. Н. Фелейзен);
  • Новое здание Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге (1912; конкурс). Строительство было прервано с началом первой мировой войны, а старое здание сохранено;
  • 12-этажный доходный дом Московского училища живописи, ваяния и зодчества на Волхонке (1913);
  • Вокзал на станции Киев-Пассажирский Юго-Западной железной дороги в Киеве. Фундамент здания был заложен в 1914 г., но реализации проекта помешала первая мировая война и революция;
  • Проект здания Московского банка (1915) на Невском проспекте, 14 в Санкт-Петербурге;
  • Особняк П. Ренера в Одессе (1916);
  • Павильон СССР на Всемирной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже 1925 года (1924);
  • Новый корпус Публичной библиотеки на Садовой ул. в Ленинграде (1928; соавтор В. Г. Гельфрейх);
  • Госпром — Дом Государственной промышленности в Харькове (1925; конкурс; соавтор: Г. А. Голубев);
  • Здание турбинного зала ДнепроГЭСа (1930; соавтор: В. Г. Гельфрейх; при участии В. О. Мунца);
  • Клуб текстильщиков в Москве (1926—1927; соавтор: В. Г. Гельфрейх);
  • Дом Советов в Туле (1929; соавтор: В. Г. Гельфрейх; при участии И. Е. Рожина, Г. В. Щуко);
  • Дворец Труда в Иванове (1930; соавтор: В. Г. Гельфрейх);
  • Здание Военной академии имени М. В. Фрунзе в Московском Кремле (1931; конкурс; соавтор: В. Г. Гельфрейх; при участии В. О. Мунца);
  • Памятник Т. Г. Шевченко в Харькове (1930—1931; скульптор С. А. Евсеев));
  • Театр «массового музыкального действа» в Харькове (1930—1931; конкурс; соавторы: В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев);
  • Театр им. МОСПС в Москве (1931; соавторы: В. Г. Гельфрейх, Г. В. Щуко);
  • Здание Московского областного комитета ВКП(б) (1931; соавторы: В. Г. Гельфрейх, А. П. Великанов, Л. М. Поляков);
  • Дом Трестов — Дом Промышленности в Свердловске (1931; конкурс; соавторы: В. Г. Гельфрейх, А. П. Великанов, Л. М. Поляков);
  • Публичная библиотека в Ростове-на-Дону (1932; соавтор: В. Г. Гельфрейх, при участии Л. Б. Сегала, Е. Н. Селяковой-Шухаевой);
  • Театр Государственный Туркменской ССР в Ашхабаде (1934; конкурс; соавторы: В. Г. Гельфрейх, К. С. Бобровский, А. П. Великанов, Г. В. Щуко);
  • Дом Наркомтяжпрома в Зарядье (1934; конкурс; соавторы: В. Г. Гельфрейх, П. В. Абросимов, А. П. Великанов, Г. В. Щуко);
  • Дворец Культуры в Куйбышеве (1935; заказной проект; соавторы: В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин);
  • Павильон СССР на международной выставке 1937 года в Париже (1936; конкурс; соавторы: В. Г. Гельфрейх, А. П. Великанов, Л. М. Поляков, Г. В. Щуко));
  • Дом юстиции на Фрунзенской набережной — Наркомюст (1937; конкурс; соавторы: В. Г. Гельфрейх, И. В. Ткаченко, И. Е. Рожин).

Театральный художник

За свою жизнь В. А. Щуко оформил 43 спектакля, в том числе:

  • «Двенадцатая ночь» — Большой драматический театр, Петроград (1921)
  • «Борис Годунов» — Государственный театр оперы и балета, Ленинград (1926).
  • «Дети солнца» в постановке А. Я. Таирова (1937)

Преподавательская деятельность

  • Высшие Женские Политехнические курсы — Второй Петроградский Политехнический институт. Преподаватель по классу архитектурного рисования, акварели и декоративной композиции на Архитектурном факультете.
  • Политехнический институт Петра Великого. Преподаватель рисования.
  • Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств. Преподаватель по классу композиции и по классу съемки с натуры.
  • Академия художеств.

Владимир Алексеевич похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Адреса в Петрограде — Ленинграде

  • 1909—1924 — доходный дом К. В. Маркова — Каменноостровский проспект, 65. В этом же доме располагалась мастерская Щуко, где работали В. Г. Гельфрейх, А. И. Гегелло, Л. В. Руднев.
  • 1923—1934 — доходный дом К. Х. Кельдаля — улица Красных Зорь (Каменноостровский проспект), 13.

Семья

Семейные связи Щуко запутаны, что, вероятно, связано с репрессиями родственников.

В первом браке (с Ольгой Владимировной Щуко):

  • Сын — архитектор Юрий (Георгий) Щуко. Согласно англоязычной википедии, двоюродный племянник В. А. Щуко.
  • Сын — театральный художник Борис Щуко (1906—1965), репрессирован.
  • Дочь — актриса Вологодского драмтеатра, народная артистка РСФСР Марина Щуко.

Во втором браке (с Еленой Михайловной Щуко):

  • Дочь — актриса, народная артистка РСФСР Татьяна Щуко.

Художница М. Ю. Конисская, первым мужем которой был племянник Щуко — Ростислав (Стива) Васильевич Карпов — упоминает в своих воспоминаниях также дочь Щуко Наталью (жену М. А. Кроткина, художника «Ленфильма»).

Муж сестры, Матильды Андреевны Тарновской (урожд. Щуко, 1880-е—?), — экономист Владимир Тарновский. В 1935 г. Щуко ходатайствовал за них перед Е. В. Пешковой в связи с их высылкой в Атбасар. При этом на Новодевичьем кладбище есть могила Людмилы Алексеевны Тарновской (урожд. Щуко) (1880—1948), а мать Щуко, Берта Бернардовна (1846—1942), упоминается также как мать Л. Тарновской.

Племянница — телеведущая Валентина Леонтьева, родившаяся и до 1944 года жившая в Ленинграде.

Внучатый племянник или внучатый двоюродный племянник — инженер-строитель, профессор Владимирского государственного университета Владислав Щуко.