Табла

Табла (хинди तबला, tablā; урду طبلہ‎, t̤ablah; англ. tabla) — индийский ударный музыкальный инструмент. Небольшой парный барабан, основной ударный инструмент индийской классической музыки североиндийской традиции хиндустанцев, используемый для сопровождения вокальной и инструментальной музыки и танца в стиле катхак. Распространен также в фольклоре и популярной музыке стран индийского субконтинента.

Этимология

Название табла представляет собой заимствование из персидского, которое, в свою очередь, происходит от арабского табл (араб. طبل‎, ṭabl — барабан) в форме женского рода табла (араб. طبلة‎, ṭablah). Форма женского рода могла здесь выполнять уменьшительную функцию. Арабские слова табл и табла связаны с арамейскими тбел (арам. ܛܒܠ, ṭḇel) и табла (арам. ܛܒܠܐ, ṭaḇlā), имеющими то же значение. Для указанных арабских и арамейских слов предполагается связь с аккадским тапалу (tāpalu, tābalu, ṭabālu).

История

Точных сведений о происхождении табла нет. По всей видимости, строение современных табла и техника игры на них сформировались в музыкальной культуре Северной Индии на основе собственно индийских и иных, преимущественно персидских, музыкальных традиций.

Некоторые исследователи считают древними индийскими предшественниками табла парные барабаны, изображения которых имеются на рельефах в:

  • пещерном комплексе Бхаджа (II век до н. э., Махараштра);
  • пещерном комплексе Бадами (VI век, Карнатака);
  • храме Парашурамешвар (VII век, Бхубанешвар, Орисса);
  • комплексе храма Муктешвар (IX-X век, Бхубанешвар, Орисса).

Также упоминаются изображения парных барабанов на рельефах в:

  • комплексе ступы в Бхархуте (II век до н. э., Мадхья-Прадеш);
  • комплексе ступы в Амаравати (II век до н. э.—III век, Андхра-Прадеш);
  • храме Хучаппаййя (VIII век, Айхоле, Карнатака).

Характерно индийской чертой табла является покрытие центральной части мембраны специальной пастой, влияющей на тембр звучания. Эта черта очевидно унаследована табла от индийских барабанов пакхавадж и мриданга.

Американская исследовательница Ребекка Стюарт считает, что табла могли возникнуть как результат экспериментов с такими барабанами, как уже упомянутые пакхавадж и мриданга, а также дхолак и парные барабаны нагара.

По существующей традиции создание табла (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хосрову (1253—1325). Однако в его собственных сочинениях упоминаний этого инструмента нет.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Строение

Большой барабан называется байан, маленький — дайна.

Гхараны

Существует несколько гхаран (школ) табла, наиболее известны шесть из них:

  • Делийская (хинди दिल्ली घराना, Dillī gharānā)
  • Аджрарская (хинди अजराड़ा घराना, Ajrāṛā gharānā)
  • Пенджабская (хинди पंजाब घराना, Panjāb gharānā)
  • Лакхнауская (хинди लखनऊ घराना, Lakhnaū gharānā)
  • Бенаресская (хинди बनारस घराना, Banāras gharānā)
  • Фаррухабадская (хинди फ़र्रूख़ाबाद घराना, Farruk͟hābād gharānā)

Последние три из них объединяются в группу гхаран «восточного стиля» (хинди पूरब बाज़, Pūrab bāz).

Исполнители

Один из самых известных музыкантов, прославивших этот инструмент на весь мир, — индийский музыкант Закир Хуссейн.