Варда, Аньес

04.02.2021

Аньес Варда (фр. Agnès Varda; 30 мая 1928 — 29 марта 2019) — французский кинорежиссёр, сценарист и фотограф.

Кинематографический стиль Варда отличают документальный реализм, интерес к социальным вопросам и теме феминизма, а также ярко выраженный экспериментальный подход. По словам критика Элисон Смит, карьера Аньес Варда — это важный и часто недооцениваемый голос в современном французском кино. Её работа предвосхитила появление Новой волны, а «Пуэнт-курт» содержит многие характерные для этого движения элементы, которые принесли ему известность. Несмотря на тесную связь с Французской новой волной, более точно будет сказать, что Варда принадлежит к родственной Новой волне группе кинорежиссёров Левого берега. Эту группу отличала «любовь к богемной жизни, высокая степень вовлеченности в литературу и пластические искусства, и как результат, интерес к экспериментальному кинематографу, а также отожествление с левой политикой». Ведущими режиссёрами Группы Левого берега были Крис Маркер, Ален Рене и сама Аньес Варда, к ней примыкали Жан-Пьер Мельвиль, Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас, а также представители литературного движения Новый роман.

За свою работу в кино Варда была удостоена Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля (за фильм «Счастье»), Золотого льва Венецианского фестиваля (за фильм «Без крыши, вне закона»), Премии Луи Деллюка, двух Сезаров за документальные работы и почетного Сезара в 2001 году. В 2015 году на Каннском кинофестивале была удостоена Почетной «Золотой пальмовой ветви».

Обладатель почётной премии «Оскар» за вклад в киноискусство.

Биография

Аньес Варда родилась 30 мая 1928 года в Брюсселе. Её мать была француженка, а отец происходил из греческой семьи беженцев из Малой Азии. Варда изучала литературу и психологию в Сорбонне, а историю искусств — в Школе Лувра. Первоначально Варда хотела стать музейным куратором, но после окончания курса фотографии изменила свои планы. Довольно быстро создав себе репутацию первоклассного фотографа, Варда стала официальным фотографом Театрального фестиваля в Авиньоне и Национального народного театра, а затем продолжила карьеру в качестве фотожурналиста.

29 марта 2019 года Аньес Варда скончалась в своём доме на 91 году жизни. В последнее время она лечилась от рака, который и называют причиной смерти.

Кинокарьера

Художественные фильмы

Интерес Варда к фотографии привел её в кино. В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже не мог посетить родные места, Варда поехала на фотосъёмку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Эта работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом поселке художественный фильм. Названный просто «Пуэнт-Курт», фильм рассказывал о молодой паре, пытающейся наладить свои семейные и любовные отношения во время пребывания в этом поселке. Этот фильм в стилистическом плане стал предшественником Французской новой волны. Варда задействовала в картине двух профессиональных актёров, а также простых жителей поселка Пуэнт-Курт, что привнесло в картину элемент реализма и вдохновлённой Неореализмом документальной эстетики. Варда в дальнейшем будет часто использовать сочетание художественных и документальных элементов в своих фильмах.

Её второй полнометражный художественный фильм «Клео от 5 до 7» вышел только через семь лет. Он рассказывал о двух часах из жизни молодой парижской поп-певицы, ожидающей результатов медицинских анализов по поводу возможного ракового заболевания. Действие картины разворачивается как бы в реальном времени и разделено на серию глав с указанием точного времени происходящего. На протяжении картины героиня встречается с различными людьми, через общение с которыми она постепенно выходит их своего кукольного образа и обретает живые человеческие черты. Фильм затрагивает ряд экзистенциальных тем, таких как вопросы смертности и смерти, одиночества и отчаяния, его отличает ярко выраженный феминистический подход.

В своём первом цветном фильме «Счастье» Варда рисует портрет счастливой семьи, в которой мужу до поры, до времени удается успешно сочетать любовь к жене и детям с любовью к другой женщине. Когда же жена узнаёт от него о сопернице и кончает жизнь самоубийством, он без видимых проблем вводит на её место любовницу. Картина безграничного счастья, выполненная в ласкающих глаз импрессионистских тонах под гармоничную музыку Моцарта, тем не менее оставляет беспокойное чувство. По словам Варда, «это красивый плод с жестоким вкусом».

Фильм «Одна поет, другая нет» рассказывает историю жизни двух молодых женщин, которых свела судьба в 1962 году, а спустя 14 лет они встретились вновь, вспоминая прожитые годы. Несмотря на то, что одна из них происходит из благополучной городской семьи и стала певицей, а другая имеет тяжелое деревенское прошлое и двух незаконнорождённых детей, это не мешает их взаимопониманию и дружбе. Особое внимание фильм уделяет темам женской дружбы, общественного положения женщины и легализации абортов.

В 1984 году Варда выпустила фильм «Без крыши, вне закона», рассказывающей о смерти молодой бродяжки по имени Мона. Неназванный человек за кадром беседует с людьми, которые встречали Мону в последние недели её жизни. Фильм разделен на 47 эпизодов, в каждом из которых кто-либо рассказывает о своих впечатлениях от общения с Моной. Фильм говорит о стремлении героини к свободе и попытке вырваться из оков современного общества, но также и том, что не любая такая попытка является удачной. В 1985 году за этот фильм Варда была удостоена главного приза Венецианского фестиваля — Золотого льва, а также престижного приза ФИПРЕССИ. В 1986 году за игру в этом фильме Сандрин Боннер получила французскую премию Сезар как лучшая актриса.

В 1990 году умер муж Варда, известный кинорежиссёр Жак Деми, с которым они прожили вместе с 1962 года. Вскоре после его смерти Варда сделала фильм «Жако из Нанта», рассказывающий о его жизни и смерти. Начинаясь с художественной реконструкции ранних лет жизни Деми в оккупированной немцами Франции, фильм рассказывает о его увлеченности различными аспектами кино, включая подбор актёров, разработку художественного решения и декораций, анимацию и постановку света. Художественные эпизоды картины переплетаются с хроникальными кадрами Нанта военного времени, фрагментами из фильмов Деми, а также и документальными кадрами умирающего режиссёра. Фильм продолжает близкую Варда тему отношения к смерти, но в основном считается данью памяти Варда своему умершему мужу и его работе.

Фильмография

Полнометражные художественные фильмы

Короткометражные художественные фильмы

Документальные фильмы

1958 — Со стороны берега / Du côté de la côte (короткометражный) 1958 — К Лазурному берегу / La cocotte d’azur (короткометражный) 1958 — O saisons, ô châteaux (короткометражный) 1963 — Салют, кубинцы! / Salut les Cubains (короткометражный) 1965 — Эльза-Роза / Elsa la rose (короткометражный) 1967 — Далеко от Вьетнама / Loin du Vietnam 1968 — Чёрные пантеры / Black Panthers (короткометражный) 1975 — Ответ женщин / Réponse de femmes: Notre corps, notre sexe (короткометражный) 1976 — Дагерротипы / Daguerréotypes 1981 — Стены, стены / Mur murs 1983 — Une minute pour une image (телесериал) 1984 — Так называемые кариатиды / Les dites cariatides (короткометражный) 1993 — Девушки 25 лет спустя / Les demoiselles ont eu 25 ans 1995 — Вселенная Жака Деми / L’univers de Jacques Demy 2000 — Собиратели и собирательница / Les glaneurs et la glaneuse 2002 — Собиратели и собирательница, два года спустя / Les glaneurs et la glaneuse… deux ans après 2004 — Идесса, медведи и так далее / Ydessa, les ours et etc. (короткометражный) 2004 — Cinévardaphoto 2005 — Les dites cariatides bis (короткометражный) 2006 — Вдовы из Нуармутье / Quelques veuves de Noirmoutier 2007 — Vive les courts metrages: Agnès Varda présente les siens en DVD (короткометражный) 2008 — Побережья Аньес / Les plages d’Agnès 2010 — P.O.V. (телесериал) 2010 — Побережья Аньес / The Beaches of Agnes 2011 — Agnès de ci de là Varda (телесериал) 2017 — Лица, деревни / Visages, villages

Признание

Лауреат многих премий («Серебряный медведь», «Золотой лев», «Премия Луи Деллюка», три «Сезара», «Почётная Золотая пальмовая ветвь»).

В 1983 году Варда была членом жюри Венецианского кинофестиваля, в 2005 — членом жюри Каннского МКФ. В том же году синематека Квебека представила ретроспективу фильмов Варда и выставку её фотографий. Великий офицер ордена Почётного легиона (2017; командор — 2009), кавалерственная дама Большого креста ордена «За заслуги» (2013; великий офицер — 2007). Почётный доктор Льежского университета (2010).