Балетоведение

Балетоведение — наука о балете.

Разделы балетоведения:

  • Теория хореографии
  • История хореографии
  • Балетная критика

Из истории

Первые публикации о балетных представлениях в России появились во второй половине XVIII века. Так в 1779 году — в газете «Санкт-Петербургский вестник» было опубликовано «Краткое известие о театральных представлениях в России» Я. Штелина, где автор выявил особенности русского танца, отметил в нём слияние достижений французских и итальянских профессиональных балетных школ с русскими танцевальными традициями. Спустя десятилетие, в 1790 году — был издан «Танцевальный словарь», который состоял из сочинений балетмейстера и теоретика Жан-Жоржа Новера (1727—1810), ученика Л. Дюпре, в предисловии к которому им были выделены: «механика, или хореописание; поэтика; история танца».

В 1803—1804 в Петербурге был издан классический труд — «Письма о танце» Новера, по теории хореографии XVIII века.

Балету покровительствовали царские и княжеские фамилии. Писать о балете считалось хорошим тоном. Например, в семье Юсуповых в их доме на Мойке, был свой балетный театр, представляющий собой уменьшенную копию зала Большого театра в красном бархате, а также акустическая музыкальная гостиная и зал для приемов, где оркестр располагался на втором этаже. В домах обучали танцу, музыке и драматическому искусству. Причем педагоги были так хороши, что порой ученики достигали профессионального уровня, который позволил укрыться от революции в кулисах театра или в оркестровой яме некоторым членам именитых домов.

Балет сохранил свои трехвековые традиции, особенно в Петербурге.

Литераторы о балете

В разные эпохи о балете писали:

Директор императорских театров, критик и мемуарист Князь Сергей Михайлович Волконский, живописец, художник театра и режиссёр Александр Николаевич Бенуа, писатель и знаток театрального дела Аким Волынский , Профессор Ленинградской консерватории и художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский , Вера Михайловна Красовская — балерина и историк балета.

Людмила Андреевна Линькова разработала оригинальные курсы истории и сценарной драматургии балета на кафедре в Ленинградской консерватории. Впервые написала на тему эстрадной хореографии Наталья Евгеньевна Шереметьевская, балерина театра им Мусоргского и балетный критик, впоследствии она стала Председателем жюри Московского международного конкурса «Степ-парад».

Театральный критик Вадим Моисеевич Гаевский предложил литературно-критический жанр эссе и свободно ассоциативную манеру изложения. Ему принадлежит известное высказывание, посвященное Алле Яковлевне Шелест:

"В недрах движения — не витальная сила, но священный огонь, в текстах танца — невероятная интенсивность. Современный, весьма изощренный пластический слог, современная — одинокая — фея. Совсем не сильфида, центральный персонаж поэтического балета прошлых эпох, скорее избранница, с одной, но пламенной страстью в душе, до конца преданная своему выбору, своему божеству, своему искусству. И полная внутренних видений — в чём её главный, счастливый и мучительный дар, тот дар, которым она одаривала посвященных… Врожденный ассоциативный талант Аллы Шелест позволял ей наполнять отвлеченный хореографический текст красочным образным подтекстом. Эффект был нагляден и очень велик … "

— Вадим Гаевский. «Явление Шелест»

Книги и статьи

  • Н. П. Базарова. «Классический танец»: Методика четвертого и пятого года обучения. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений искусств и культуры. — «Искусство», 2-е изд., 1984, переиздана в 2009 году. — 199 с. ил., 8 л. ил. 21 см с.
  • Блок, Любовь Дмитриевна. «Классический танец. История и современность» / вступительное слово В.Гаевского. — Рецензент: Пётр Гусев, Ред.коллегия: В.М.Красовская, Е.А.Суриц. — М.: "Искусство", 17.08.1987. — 556 с. — (Иллюстративный материал подобран сотрудниками Ленинградского государственного театрального музея и Ленинградской государственной театральной библиотеки им.Луначарского). — 25 000 экз.
  • Агриппина Ваганова. «Основы классического танца». — учеб. для вузов и сред. учеб. заведений. — Л.: "Искусство", 1980. — 192 с. — ISBN 5-8114-0223-6.
  • Татьяна Вечеслова. «Я-балерина». — Л.-М.: "Искусство", 1964.
  • Н.А.Вихрева. «Запись танца» = по системе Рудольфа Лабана. — М.: "Голос-Пресс", 2006. — 192 с. — 3000 экз. — ISBN 5-717-0149-5.
  • Аким Волынский. «Книга ликований» «Проблема русского балета». — Л.: «АРТ», 1923, 1925, переиздание в 1992 году.
  • Н. Ворновицкая. «Музыка для уроков классического танца». — М.: "Советский композитор", 1989. — 112 с.
  • Гейл Грант (англ. Gail Grant). «Практический словарь классического балета» (The Technical Manual and Dictionary of Classical Ballet) / перевод Е.Б.Малаховской, Н.А.Вихревой. — Kamin Dance Publishers, NY, 1950. — М.: "ГИТИС" - "МГАХ", 2009. — 136 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-913280-034-3. Архивная копия от 25 ноября 2010 на Wayback Machine
  • Захаров, Ростислав Владимирович. «Сочинение танца:Страницы педагогического опыта». — М.: "Искусство", 1983. — 224 с.
  • Красовская, Вера Михайловна. «Агриппина Ваганова». — Л.: "Искусство", 1989. — ISBN 5-210-00023-0.
  • Красовская В.М. «Русский балетный театр. Западноевропейский балетный театр». — Мир культуры, истории и философии. — ISBN 978-5-8114-1000-2. (недоступная ссылка)
  • Красовская, Вера Михайловна. «Павлова. Нижинский. Ваганова» - три балетные повести / Редакция: И. Парина. — М.: "Аграф", 1999. — 576 с. — ISBN 5-7784-0074-8.
  • Красовская В.М. — Литературные труды
  • В.С. Костровицкая. «Методика связующих движений». — Ленинград: "М", 1962.
  • В.С. Костровицкая. «Школа классического танца» / совместно с А. А. Писаревым. — Ленинград: "Л", 1968.
  • В.С. Костровицкая. «Сто уроков классического танца». — Ленинград: "Л", 1972. — ISBN 978-5-8114-0998-3.
  • В.С. Костровицкая. «Школа классического танца» / Вера Костровицкая. — Ленинград: "М", 1978.
  • М.К.Леонова. «Из истории Московской балетной школы» (1945-1970) / М.К.Леонова, Тейдер В.А., музей МГАХ -архив ©. — М.: "МГАХ", 2008. — 216 с. — ISBN 978-5-902924-16-6.
  • Асаф Мессерер. «Уроки Классического Танца» / перевод с итальянского Е. Лысовой. — переиздание. — СПб.: ЛАНЬ, 2004. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8114-0526-X.
  • Михайлов М. М. «Музыка и хореография современного балета». — 1974.
  • «Московская балетная школа в Васильсурске (1941-1943)» = Статьи: К.Я.Голейзовский (дневник); В.П.Васильева; В.Ф.Тейдер; З.А.Ляшко (страницы истории) / Ред.В.Ф.Тейдер, худ.С.Ю.Архангельский. — Архив:Фото Васильсурска, 1940; эскизы костюмов Ф.Ф.Федоровского и рисунки Н.Ф.Федоровской. Музей МГАХ ©, Архив К.Я.Голейзовского ©, архив Е.Н.Иноземцевой ©, О.И.Поповой ©. — Москва: „МГАХ“, 2010. — 242 с. — 1200 экз. — ISBN 978-5-902924-23-4.
  • Отис Стюарт. «Рудольф Нуриев — Вечное движение» / Перевод Т. Осиной. — Смоленск: "Русич", 1998. — 425 с. — ISBN 5-88590-870-2. — ISBN 0-671-87539-6.
  • Ю.И.Слонимский. «Материалы к истории советского балетного театра». — «Советский балет», 1997. — (переиздание).
  • И.И.Соллертинский. «Жизнь и творчество Новерра», «Историч. этюды». — «Классики хореографии», 1937, 1963.
  • Е.Я.Суриц. «Танец на эстраде» и «Прогулка в ритмах степа». — «М», 1982.
  • Е.Я.Суриц. «Серж Лифарь и Парижская опера 1930-х гг». «Джордж Баланчин - истоки творчества». — «М», 1987..
  • Грациозо Чеккетти. «Полный Учебник Классического Танца» / перевод с итальянского Е. Лысовой. — АСТ; АСТРЕЛЬ, 2007. — 507 с. — ISBN 5-17-040085-3.