Бархоут (обшивка)

05.02.2021

Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и, принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно, не даёт возможности повредить обшивку корпуса судна.

В наши дни используется в основном только на малых судах и на парусниках. Иногда стальной профиль может быть наварен выше главной ватерлинии или в два параллельных ряда (часто, один у главной ватерлинии, а второй на ширстречном поясе) в зависимости от обводов корпуса с целью улучшения защиты корпуса судна.

Наружная обшивка корпуса судна и его палубный настил обеспечивают прочность и водонепроницаемость. Горизонтальные ряды листов наружной обшивки называются поясами. Они имеют следующие названия:

  • ширстрек — верхний пояс обшивки;
  • боковой пояс или бархоут — пояс в районе главной ватерлинии (правильнее называть бархоутами профили наваренные на наружную сторону листов обшивки корпуса);
  • скуловой пояс — идущий по скуле корпуса судна;
  • килевой или горизонтальный — средний днищевой пояс;
  • шпунтовой пояс — пояс, соседний с килевым.

Фотогалерея

  • Турецкое судно "Orman Bayraktar" в проливе Дарданеллы (напротив Чанаккале). Судно имеет по два бархоута с каждого борта: один в районе главной ватерлинии, а второй на ширстречном поясе.

  • Судно "Ant" в порту Мессина. Кроме обычных бархоутов у главной ватерлинии судно имеет по два завышенных бархоута в районе кормовых обводов с каждого борта (верхний из них на ширстречном поясе) и один короткий бархоут на кормовом транце над якорным клюзом.

  • Цементовоз "Trader Arrow" на якоре у гавани турецкого судоремонтного завода Тузла.13 Марта 2009 года. Это судно не имеет обычных бархоутов по бокам, но его носовые скулы оснащены двумя рядами бархоутов.

  • Цементовоз "Trader Arrow" на якоре у гавани турецкого судоремонтного завода Тузла.13 Марта 2009 года. Явно, два ряда бархоутов на носовых скулах служат для усиления обшивки корпуса в месте первого касания судном причала во время швартовки к причалу.