Звезда по имени Солнце

«Звезда по имени Солнце» — седьмой студийный альбом советской рок-группы «Кино», вышедший 29 августа 1989 года. Последний прижизненный альбом Виктора Цоя.

Запись чернового варианта альбома происходила у Георгия Гурьянова, где располагалась домашняя студия группы. Запись делали на той же портастудии, на которой делали предыдущий альбом. Окончательный вариант музыканты решили записывать на профессиональной студии. Для этого директор группы Юрий Белишкин арендовал студию певца Валерия Леонтьева в Москве, где в декабре 1988 — январе 1989 года происходила запись окончательного варианта альбома.

Новый альбом появился в продаже летом 1989 года. Запись распространялась на компакт-кассетах, при этом музыканты не получали авторские отчисления от продаж. Первое официальное издание альбома появилось в 1993 году. Запись на грампластинках выпустила компания Moroz Records. Было сделано художественное оформление, основой для которого послужило изображение солнечного затмения. Звучание было сделано мягче и сглаженнее, чем у предыдущих альбомов «Кино». Тематически он значительно отличается — тексты песен повествуют о личной борьбе и переполнены размышлениями о смысле жизни и смерти.

История альбома

В 1988 году Виктор Цой, сочинивший новые песни, решил записать новый альбом. Черновая версия «Звезды по имени Солнце», так же как и «Группы крови», была записана в феврале—мае 1988 года на портастудию «Yamaha МТ-44» в квартире Георгия Гурьянова. У коллектива появилась возможность поэкспериментировать со звуком. Они записали разные версии песен, сделали пробные сведения. Все варианты песен были записаны на собственной компакт-кассете у Гурьянова. Материал, который мог бы быть оригинальным сведением, был украден у него из кармана. Однако его расстроило не то, что на ней была записана демо-версия альбома, а то, что там была его личная музыка.

Директор группы Юрий Белишкин через своих знакомых связался с директором Валерия Леонтьева Николаем Карой, и тот пригласил Юрия посмотреть на работу студии. Белишкин положительно оценил качество аппаратуры и предложил Цою записать альбом у Валерия Леонтьева. Лидер группы «Кино» одобрил вариант, передал через Белишкина необходимую для оплаты номинальную сумму и подписал документы, необходимые для эксплуатации. 21 декабря 1988 года музыканты приехали в Москву. Коллектив устроился в гостинице «ВДНХ» и начал работу над новым альбомом, получившим рабочее название «Пачка сигарет». В это время студия была оборудована хорошо, но она была приспособлена для записи эстрадных песен, а не для рок-музыки, что поставило «Кино» в трудное положение. Через два дня они связались со звукорежиссёром Михаилом Кувшиновым и начали записывать альбом.

В один прекрасный момент ко мне пришёл директор Леонтьева и сказал: «Вот, Миша, надо поработать. Есть наши друзья — Виктор Цой и группа «Кино». Не могу сказать, чтобы я был фанатом Цоя, но глубина текстов меня поражала всегда. И поэтому с каким-то таким трепетом я приступил к этой работе. Не могу сказать, что сразу мы нашли какой-то контакт, потому что это была первая запись на профессиональной студии у группы «Кино», возникало много технологических проблем — они привыкли так, а на самом деле надо бы записать так… Но где-то дня через два-три мы очень притерлись и неожиданно для меня здорово подружились. То есть, мы сблизились очень сильно, и работа просто пошла. … Писали с утра до ночи, не замечали абсолютно, какое время идет. Усталости не было никакой, было просто интересно работать.

— Михаил Кувшинов

Отметив окончание работы над новым материалом, коллектив вернулся в Ленинград и договорился с администрацией студии о ещё одной записи после празднования Нового года. На общем совете «Кино» приняло решение не выпускать альбом сразу. Это было сделано для того, чтобы не снижать количество продаж «Группы крови». Альбом появился в продаже летом 1989 года, при этом группа пошла в обход фирмы «Мелодия». Они выпустили его на свои деньги, а тиражировали через кооператив «Гармония».

Список композиций

Началом для нового альбома послужили песни Виктора Цоя, написанные в 1988 году. Во время разработки музыканты записали ещё несколько композиций, которые не включили в «Звезду по имени Солнце». Это были песни «Вопрос», которая впоследствии была издана в «Истории этого мира», вышедший в 2000 году, а позднее в 2002 году в сборнике черновых вариантов песен «Последние записи», также и «Следи за собой», которая будет позже включена в посмертный студийный альбом «Кино». Последнюю песню музыканты планировали выпустить в качестве сингла.

Слова и музыка всех песен — Виктор Цой.

Особенности композиции песен

  • «Песня без слов» — в качестве репрезентирующей лексемы выступает глагол в 3-м лице «идёт». Противостояние героя всему миру подходит к своей кульминации. На этом этапе можно говорить о финальной стадии её формирования, как когнитивного, так и прагматического её аспектов. Герой готов к решающему столкновению. Он ощущает свою силу, напряжение, существовавшее ранее, нивелируется. Герой свободен от пространственно-временных ограничений и способен двигаться вперёд и, главное, одержать победу в своей войне.
  • «Звезда по имени Солнце» — наметившаяся тенденция смерти получает своё развитие в одноимённой песне. Смерть репрезентируется глаголом «умирать». Речь идёт об обречённости героя. Всегда должен быть тот, кто пойдёт за звездой по пути, ведущему к смерти. Песня написана и впервые исполнена в Алма-Ате в конце 1987 года во время съемок фильма «Игла», на гитаре режиссера фильма Рашида Нугманова.
  • «Сказка» — получает развитие семантика незавершённости, оторванности. Герой воспринимает смерть как нечто метафизическое и неизбежное. Он принимает свою судьбу с горечью, несмотря на то, что говорит о несправедливости смерти по отношению к нему. В этом приятии заключен глубокий трагизм судьбы героя.
  • «Место для шага вперёд» — как и «Звезда по имени Солнце», песня написана и впервые исполнена в Алма-Ате в конце 1987 года во время съемок фильма «Игла» на гитаре режиссера фильма Рашида Нугманова.
  • «Пачка сигарет» — через смерть раскрывается отношение поэта к творчеству. Путь реализуется иначе. Он репрезентируется лексемой дорогам. Пессимизм, растерянность, ощущение того, что назад пути нет, занимают мысли поэта. Пройдя длинный путь становления, герой оглядывается назад, но он не ищет обратной дороги, не стремится вернуться к прежнему восприятию действительности. Он прошёл много дорог, чтобы обрести свой путь. Глагол ходил, репрезентирующий путь, стоит в прошедшем времени. Это свидетельствует о том, что сейчас герой находится в статичном состоянии, позволяющем осмыслить или переосмыслить себя и весь пройденный путь.
  • «Стук» — здесь путь приобретает дополнительную коннотацию. Движение героя никто не направляет. Он самостоятельно принимает решение идти дальше по выбранному пути и дойти до конца. Более того, он осознает, что ждет его в конце пути. Обернусь на пороге — не что иное, как прощание навсегда. Интересно, что поэт выбирает именно железную дорогу. Синтаксический параллелизм, вновь используемый Цоем, утверждает мысль о том, что герой уже проходил этот путь. Он ощущает неизбежность близкого финала своей жизненной дороги, неизбежность смерти.
  • «Апрель» — этот мотив связан с темой расставания с привычным укладом жизни. Несмотря на некоторую катастрофичность таких перемен, песня исполнена надежды. Звезда, горящая в груди лирического героя — её символ и источник высшей гармонии, приходящей изнутри. Звезда в поэтическом языке Виктора Цоя — самый высокий, и встречающийся чаще всего из «небесных» образов. Песня была записана Цоем без какой-либо помощи группы. Как сообщал ведущий программы «Летопись» на «Радио России», роль бэк-вокалиста играл Георгий Гурьянов. Песня никогда не исполнялась на концертах.

Обложка и название

Первоначально альбом планировали назвать «Пачка сигарет», но когда в последний день записи группа собралась в студии, Виктор Цой заявил, что альбом будет называться не «Пачка сигарет», а «Звезда по имени Солнце», потому что будет такая песня и её сейчас запишут.

Обложки у альбома не было; по всей стране в то время гуляли бобины и компакт-кассеты с напечатанной на машинке строчкой «КИНО — 1989» и иногда — с названием альбома. Чёрно-белый вариант с преломлённой звездой впервые появился в книге «Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания»; автором, вероятно, является оформитель книги. Лишь в 1993 году, когда фирма General Records выпустила альбом, было сделано художественное оформление. Автором обложки был Андрей Гусев. Основой для которого послужило схематическое изображение солнечного затмения.

Отзывы и критика

Релиз альбома вызвал волну успеха в 1989 году. В это время «Кино» с множеством концертов объехали всю страну. Больше всего концертов проходило на стадионах и во дворцах спорта. И куда бы коллектив ни приехал — везде их ждал приём по высшему классу. Александр Житинский во время слушания альбома в гостях у Константина Кинчева заявил Цою, что ему «не покатило», потому что больше всего нравилась «Группа крови», но впоследствии «расслушал» альбом.

Издания

Запись распространялась на компакт-кассетах, при этом «Кино» не получала свои отчисления от продаж. Решение отложить выпуск нового альбома было объяснено желанием не снижать интерес людей к предыдущему альбому «Группа крови».

Первое официальное издание альбома появилось в 1993 году. Запись на виниловых пластинках выпустила компания Moroz Records. К этому релизу и было сделано художественное оформление, основой для которого послужило схематическое изображение солнечного затмения. Тогда же альбом вышел на компакт-дисках на лейбле General Records.

В 1994 году фирма Moroz Records выпустила альбом на компакт-кассетах. Спустя год, в 1995 году, альбом вышел на прилавки в Германии на лейбле Konzert Agentur Michael Friedmann. Новое российское издание появилось в 1996 году. Альбом выпустила фирма Moroz Records, сделав цифровой ремастеринг песен, но воздержалась от добавления бонус-треков.

В 2019 году фирма Maschina Records, в рамках серии «Кино. Каталог», выпустила альбом на виниле, компакт-кассетах и компакт дисках. Также, как и с «Группой крови», для релиза использована оригинальная мастер-лента, которая до этого не применялась в предыдущих изданиях. Реставрацией занимался Максим Кондрашов при участии звукорежиссёра Игоря Тихомирова и консультантов Юрия Каспаряна и Александра Цоя. Во-первых, запись почищена от электрических щелчков и помех, так как, видимо, студия Валерия Леонтьева в районе станции метро «Преображенская площадь» была плохо защищена. Во-вторых, исправлена АЧХ альбома и выровнен баланс инструментов, который был смещён в область низких частот. Также в низких частотах была стерео-составляющая, что вызывало размытость в звучании. В-третьих, выровнены по качеству и громкости треки «Звезда по имени Солнце» и «Стук», благодаря чему альбом зазвучал как единое целое. Из-за использования Виктором Цоем бытового микрофона при записи вокала возникли фазовые искажения и резонансы, которые при реставрации были устранены. Как стало известно при реставрации, мастер-лента альбома представляет из себя четыре несмонтированных рулона, которые, помимо финальных версий песен, содержат миксы с незначительными отличиями, а также песню «Вопрос» в оригинальном качестве, которая вошла в сингл с одноимённым названием. Вторым треком стала песня «Место для шага вперёд» с альтернативной партией ударных.

Участники записи

  • Виктор Цой — вокал, гитара
  • Юрий Каспарян — гитара, клавишные, бэк-вокал
  • Игорь Тихомиров — бас-гитара
  • Георгий Гурьянов — Yamaha RX-5, ударные, бэк-вокал
  • Михаил Кувшинов — звукорежиссёр

Производство

  • Георгий Молитвин — фотографии к альбому
  • Валентин Скляров — фотографии к альбому
  • Андрей Гусев — дизайн обложки
  • Василий Гаврилов — дизайн серии
  • Павел Семёнов — дизайн серии