Ярмарка

Ярмарка (от польск. jarmark, что от ср.-в.-нем. Jahrmarkt — ежегодный торг) — регулярные празднично-образовательно-деловые события года, торжища широкого значения, организуемые в традиционно определённом месте.

История

Важным периодом в становлении ярмарок является первая половина XII века. В это время ярмарки получили широкое распространение во Франции, Англии, Швейцарии, Священной Римской империи. До того времени в крупных центрах Ближнего Востока местные ярмарки проводились во время больших религиозных праздников.

В Китае ярмарки приурочивались к религиозным праздникам с XII века до н. э. Они проводились также во время Олимпийских игр в Древней Греции и были регулярными в эпоху Римской империи.

Вероятно, первой известной в Западной Европе стала ярмарка в Сен-Дени под Парижем в 629 году, но к X веку они уже стали повсеместным явлением.

В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе, не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в хостелах, магазинах и т. д. Также люди могли обменяться новостями из отдалённых регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры и т. д. Таким образом, ярмарка была ещё развлекательным центром для людей.

С чрезмерным искусственным стимулированием развития рыночной экономики, ярмарки из центров торговли превратились в выставки посредственных образцов.

Изначально ярмарки проводились для создания нового поселения или города, установления межродовых и народных связей. Вокруг ярмарочных площадей, на средства от торговли, строились храмы, стадионы, театры, кремль и культурные сооружения для народных гуляний. Располагались ярмарки на пересечении торговых путей и дорог. Ярмарки — основное место народной культуры, который создавал и утверждал праздничные, образовательные и деловые программы развития поселений, городов, государств и их союзов.

Ярмарки и по сей день — самый эффективный усилитель любого уровня, форм или фрагмента экономики. Ярмарки являются изначальным и полноценным форматом практики любого вида деятельности, создают наиболее концентрированную празднично-образовательно-деловую среду для создания и открытия новых знаний, совершенствования умений и навыков в любом виде человеческой деятельности.

Все страны-лидеры в выставочно-ярмарочной деятельности — лидеры и в экономике в целом на своих континентах: США, Бразилия, ЮАР, Германия, Китай. До XX века лидером выставочно-ярмарочной деятельности была Российская империя. В середине XX века лидером выставочно-ярмарочной деятельности был СССР.

Все межродовые группы, объединения, организации, предприятия вышли прямо или косвенно (появились в результате взаимодействия групп напрямую вышедших из ярмарки) из ярмарочной среды и являются её преемниками. Проведение ярмарок регулировалось городским правом, хотя изначально городское право создавалось и утверждалось на ярмарках.

Становление ярмарок имеет свою многовековую историю. Становление ярмарочной деятельности стимулировало возникновение в структуре экономики уровней базаров и рынков.

Ярмарка имеет универсальное прикладное назначение, посредством торговли — ключевого промысла связывающего рода в народ, даёт импульс для развития признаваемых народом специализаций, профессий или ремёсел. На ярмарках получали народное признание деятели всех видов творчества, искусства, промыслов и ремёсел: купцы торговцы, певцы, борцы, ремесленники в различных видах деятельности. Только после признания народом на ярмарке, специалист в каком либо деле, ремесленник признавался мастером и получал право набирать учеников и преподавать.

Специализированными мероприятиями составляющими ярмарки являются: фестивали, выставки (промышленная выставка, всемирная выставка), олимпиады, [[аукционы]ы, биржи и другие форматы концентрированной публичной деятельности, которые могут проводиться как отдельное мероприятие и относиться к базарному уровню экономики.

Базары усиливали интерес к открытым и созданным на ярмарке основам (базе, традициям), тиражировали признанное на ярмарке — вводили в обиход на рынок, а рынки удовлетворяли спрос, созданный ярмаркой и усиленный базарами. Существует пословица: «Где двое — рынок, где трое — базар, где семеро — ярмарка».

Специализированными ярмарочными мероприятиями создавали спрос на новые изделия и услуги, превращая их в товар — то, что легко и систематически сбывается в значительных количествах, обменивается на другие ценности, в том числе на деньги.

Хотя сами по себе рыночные (посредственные) отношения, в отличие от ярмарочных отношений, не способны создавать новый спрос, новые средства и не могут быть причиной полноценных отношений. Ярмарочные стандарты — это образцы ярких, выдающихся марок, лучших решений, эффективных технологий, уникальных услуг, в отличие от посредственных образцов рыночной части экономики.

В настоящее время многие ярмарки проводятся в рамках тех или иных выставочных мероприятий. В отличие от обычной выставки, посетители ярмарки часто имеют возможность сразу купить понравившиеся им экспонаты. В настоящее время наиболее часто ярмарка рассматривается как кратковременное мероприятие, периодически проводимое, как правило, в одном и том же месте, в целях привлечения значительного числа фирм нескольких отраслей, представляющих образцы своих товаров для их демонстрации, ознакомления и заключения торговых сделок. При этом покупателями на ярмарках являются как представители оптовой торговли так и конечные потребители. В настоящее время безусловным лидером по числу проводимых ярмарок и их посещаемости является Западная Европа. Каждый шестой житель стран ЕС ежегодно посещает ярмарку. При этом лидирующее положение в ярмарочной деятельности принадлежит ФРГ. Это государство располагает примерно 2 млн м² ярмарочной площади, где можно разместить до 80 тысяч экспонатов и что позволяет принять около 7 миллионов посетителей в год. Примерно четверть указанной площади находится в городе Ганновере (489 900 м²).

В то же время сохранились традиционные ярмарки — например, ярмарки выездной торговли по выходным дням.

В России

Московские ярмарки

Ярмарки выходного дня

Ярмарки выходного дня регулярно организуются префектурой административного округа города Москвы в установленном месте. Проводятся в пятницу, субботу и воскресенье. На ярмарках выходного дня допускается продажа сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, произведённых на территории государств-членов Таможенного союза.

Региональные ярмарки

Региональные ярмарки организуются периодически или разово. Проводятся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления иных субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти иных государств-членов Таможенного союза совместно с префектурами административных округов города Москвы в установленном месте. На региональных ярмарках допускается продажа сельскохозяйственной продукции, продовольственных и непродовольственных товаров лёгкой промышленности, произведённых на территории государств-членов Таможенного союза, изделий народных художественных промыслов, продукции ремесленничества и иных товаров.

Специализированные ярмарки

Специализированные ярмарки организуются периодически или разово. Проводятся исполнительными органами государственной власти города Москвы, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. На специализированных ярмарках не менее 80 % мест предназначено для продажи товаров одного класса в соответствии с Общероссийским классификатором продукции или товаров одного региона происхождения либо товаров, связанных единой тематикой.

Крупнейшие ярмарки дореволюционной России

  • Казанская — крупнейшая мировая ярмарка до середины XVI века
  • Мологская — крупнейшая ярмарка верхнего Поволжья рубежа XIV — XVI веков
  • Макарьевская (у Макарьевского Желтоводского монастыря; возникла в XVI веке)
  • Нижегородская (заменила Макарьевскую с 1817 г.)
  • Ирбитская (возникла в 1630-е годы на Урале)
  • Успенская (Новая Ладога)
  • Меновническая (близ Оренбурга)
  • Кояндинская (Средняя Азия)
  • Верхнеудинская — крупнейшая за Байкалом ярмарка. Проводилась с 1780 года
  • Ростовские ярмарки — три крупные ярмарки, проводимые в Ростове-на-Дону в 1860-х годах
  • Маргаритинская ярмарка — в г. Архангельске в XVI—XVII веках крупнейшая международная ярмарка в России, ежегодные таможенные поступления с которой, вплоть до основания Санкт-Петербурга, в среднем составляли до 2⁄3 всех денежных доходов государственной казны.

В других странах

Крупнейшие средневековые ярмарки

  • Антверпен
  • Брюгге
  • Женева
  • Лион

Крупнейшие современные международные ярмарки

  • Базель (ярмарка транспортного оборудования)
  • Ганновер
  • Измир
  • Лион
  • Милан
  • Мюнхен (ярмарка спорттоваров)
  • Париж
  • Торонто
  • Франкфурт
  • Сорочинская ярмарка

Книжные ярмарки

  • Франкфуртская книжная ярмарка
  • Лондонская книжная ярмарка
  • Лейпцигская книжная ярмарка
  • Московская международная книжная выставка-ярмарка
  • Каирская международная книжная ярмарка