Свято-Троицкий Туруханский монастырь

Свято-Троицкий Туруханский монастырь (Троицкий Мангазейский-Туруханский монастырь) — мужской монастырь Норильской и Туруханской епархии Русской православной церкви в Туруханске, основанный во второй половине XVII века.

История

Монастырь был основан монахом Тихоном в 1660 году (вместе с Тихоном как основатель ставшего монастырем скита упоминается монах Дионисий). Монах поселился на месте будущего монастыря (по некоторым данным, будучи сосланным в эти края) на берегу Енисея вблизи устья Нижней Тунгуски в 1657 году, выстроив деревянную часовню и келью. В 1660 году Тихон по просьбе основавшейся вокруг него общины монашествующих отправился в Тобольск, где принял священническое звание и стал иеромонахом, а также получил от архиепископа Сибирского и Тобольского Симеона указ об основании монастыря. Основанное поселенцами при монастыре село Монастырское в конце 1920-х годов стало городом Туруханском.

В 1670 году в монастырь были перенесены мощи святого Василия Мангазейского. После этого одним из вариантов названия обители стал "Троицкий Мангазейский-Туруханский монастырь". Мощи святого покоились под спудом в монастырском храме, освященном в честь Живоначальной Троицы с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы.

Ряд земель, а также рыболовных угодий был закреплён за монастырём царскими указами в 1662, 1664, 1689 годах. В конце XVII века по духовному завещанию монастырь получил богатые соляные ключи и крупнейший в Сибири солеваренный завод.

В 1668 году у монастыря имелось 3 заимки в верховьях Нижней Тунгуски. С 1669 по 1724 годы у промышленников было выкуплено 12 зимовий в низовьях Енисея и вдоль побережья Ледовитого океана. К середине XVIII века во владении монастыря было уже 23 зимовья на севере Енисейского края - около половины всех зимовий района. Значительное место в его хозяйстве занимала соляная промышленность: в конце XVIII века монастырь ежегодно отправлял на продажу в Томск до 2 тысяч пудов соли.

14 ноября 1726 года монастырь сильно пострадал от пожара, который уничтожил множество материалов о жизни основателя обители Тихона, подготавливавшихся для прославления его в лике святых.

После секуляризационной реформы 1764 года монастырь лишился угодий, и был причислен к 3-му классу по штатам, что резко сократило количество братии. В конце XIX века монастырь получал по штату 668 рублей 88 копеек казенного содержания в год.

В обители был создан литературный труд "О поставлении и о начале обители святыя Троицы в Туруханских пределах при устии реки, зовомыя Тунгуски", посвященный истории возникновения монастыря. Он был написан в XVIII веке. В монастыре были написаны также труды "Чудо об исцелении немого от иконы Троицы" и "Житие Василия Мангазейского" (автором которого может являться основатель монастыря монах Тихон).

Обитель управлялась игуменом. При монастыре функционировала также школа миссионеров. Тем не менее, монастырь испытывал постоянные проблемы со штатами: в частности, в 1860-х годах единственным священником походной церкви, руководителем Туруханского благочиния и одновременно настоятелем монастыря был один человек - миссионер Иоанн Кожевников. К 1914 году в монастыре проживало всего 8 насельников, четверо из которых были родом из Енисейской губернии, и по одному - из Казанской, Калужской, Тамбовской и Пензенской.

Вплоть до закрытия монастыря в нем существовала школа с интернатом, в которой дети коренных народов Сибири обучались русскому языку.

Пенитенциарный монастырь

Монастырь служил как место ссылки с 1730 года. В 1827 году в нем находился декабрист Николай Бобрищев-Пушкин. Монастырь использовался и для содержания епитимийных священников: в 1860-х и 1870-х годах в нем еще содержались провинившиеся в "пьянстве и буйстве" и других проступках клирики. Тем не менее, к концу XIX века монастырь, находившийся далеко на севере Енисейской епархии, в подчинении которой находился в то время, обеднел, а его братия едва могла поддерживать даже собственное существование; в 1890-е годы в монастыре уже не содержалось заключенных, а в 1897 году настоятель монастыря докладывал епархиальному начальству о том, что монастырь отказался от пенитенциарной деятельности.

Закрытие монастыря

В 1921 (по другим данным - в 1923) году монастырь был ликвидирован. Храм Живоначальной Троицы действовал до 1930 года как приходской, в нем совершал службы иерей Мартин Римша, один из последних оставшихся в Туруханском крае священников. Впоследствии оставшийся без куполов храм использовался для административных и хозяйственных нужд. В 1925-1926 годах в нем служил святитель Лука (Войно-Ясенецкий), находившийся в своей первой ссылке в Туруханском крае.

Возрождение монашеской жизни

Православный приход в потерявшем статус города Туруханске появился в 1990 году, а 8 июля 1991 году состоялось первое богослужение в переданном верующим храме Живоначальной Троицы. Устав возрожденного по решению Священного синода РПЦ монастыря был зарегистрирован 18 июля 1996 года. Епископ Норильский и Туруханский Агафангел (Дайнеко) является настоятелем монастыря с момента его возрождения в 1996 году, в марте 2015 года игумен Софроний (Семенов) был назначен его наместником.

Храмы монастыря

Деревянный храм в честь Живоначальной Троицы на месте сооруженной монахом Тихоном часовни был построен в 1663-1664 годах людьми, желавшими присоединиться к иеромонаху Тихону в пустынножительстве. Антимнис для него Тихон получил вместе с указом об основании монастыря Тихон привез из Тобольска в 1660 году. Позднее он был разобран, и на его месте срубили новый деревянный Благовещенский храм с приделом в честь Троицы, пристроенным в 1682 году. Он просуществовал до 1809 года.

Каменный Троицкий храм, существующий до наших дней, был освящен 29 ноября 1801 года.

После возрождения монашеской жизни в братском корпусе монастыря освящен домовый храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Известные настоятели монастыря и храма Живоначальной Троицы