Раппапорт, Герберт Морицевич

Герберт Морицевич Раппапорт (1908 — 1983) — советский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР (15.02.1980)

Начало кинематографической карьеры

Герберт Раппапорт родился 7 июля 1908 года в Вене, в еврейской семье, родители были выходцами из Львова. Его прадед Мориц Раппапорт был потомственным врачом и писателем, а отец, Мориц Раппапорт, — доктором философии, психоаналитиком, другом Отто Вейнингера. В 1927 году по настоянию родителей Герберт поступил на юридический факультет Венского университета, но появлялся там лишь во время экзаменов. Главным его увлечением был кинематограф. В конце концов Раппапорт оставил университет и в 1928 году переехал в Берлин. Там, на студии Неро-фильм, он познакомился с выдающимся немецким режиссёром (тоже австрийцем) Георгом Вильгельмом Пабстом и стал его ассистентом. Первой работой с Пабстом стал фильм «Ящик Пандоры». В дальнейшем Раппапорт работал над музыкальным оформлением, а также участвовал в создании сценариев.

После прихода нацистов к власти Пабст работал во Франции и США, вместе с ним — Герберт Раппапорт. В общей сложности он участвовал в создании десяти картин Пабста, снятых в Германии, Австрии, Франции и США.

Приезд в СССР

В 1935 году Голливуд посетил тогдашний руководитель советской кинематографии Борис Шумяцкий. Встретившись с Раппапортом на студии Парамаунт, Шумяцкий предложил ему переехать в СССР. В этот период пути двух австрийцев разошлись: Пабста не устраивали коммунистические взгляды Раппапорта, которые тот не скрывал. Молодому режиссёру было сделано много интересных приглашений (даже из Индии), но он принял предложение Шумяцкого, поскольку в то время только в СССР он мог снять задуманную им антифашистскую картину.

В 1936 году Герберт Раппапорт прибыл в Ленинград и сразу же приступил к съёмкам фильма «Профессор Мамлок» на студии «Ленфильм».

«Профессор Мамлок»

Сорежиссёром Раппапорта на съёмках «Мамлока» (а также переводчиком) стал организатор кинопроизводства Адольф Минкин. Картина снималась по пьесе Фридриха Вольфа. В ней были заняты такие известные актёры, как Семён Межинский, Олег Жаков, Василий Меркурьев, Нина Шатерникова, Юрий Толубеев и Павел Суханов. По ходу съёмок сценарий претепевал определённые изменения, главным образом, идеологического характера. Например, по замыслу авторов, профессор Мамлок, не желая жить в атмосфере фашистского государства, совершает самоубийство. В окончательном варианте оно было заменено на гибель от руки нацистов. «Профессор Мамлок» вышел на экраны в конце 1938 года, но прокат его был кратковременным. После подписания пакта Молотова — Риббентропа все антифашистские ленты, чтобы не провоцировать Гитлера, были изъяты из советского проката, в том числе и все триста копий «Мамлока». Вышел в прокат после войны.

Дальнейшая работа на «Ленфильме»

Такая же судьба постигла и следующий фильм Раппапорта (также с Минкиным) — «Гость» с Петром Аржановым, Иваном Кузнецовым и Валентиной Телегиной в главных ролях. Остросюжетная картина рассказывала о том, как где-то на Крайнем Севере японский шпион пытается попасть на секретный военный объект. После подписания в 1939 году советско-японского соглашения о прекращении военных действий в Монголии все фильмы на данную тему также были изъяты из проката. Адольф Минкин перешёл в документальное кино, а Герберт Раппапорт продолжил работу как самостоятельно, так и с другими режиссёрами. В последние годы жизни он снял несколько остросюжетных лент, в том числе и один из самых популярных советских кинодетективов, «Два билета на дневной сеанс», в котором дебютировала известная актриса Людмила Чурсина, а Александр Збруев исполнил одну из своих самых известных киноролей.

Похоронен на Центральном кладбище в Вене.

Признания и награды

  • 1947 — заслуженный деятель искусств Эстонской ССР
  • 1948 — Сталинская премия второй степени за фильм «Жизнь в цитадели»
  • 1951 — Сталинская премия второй степени за фильм «Александр Попов» (1949)
  • 1952 — Сталинская премия третьей степени за фильм «Свет в Коорди»
  • 15.02.1980 — народный артист РСФСР

Фильмография

Режиссёрские работы

  • 1938 — «Профессор Мамлок» (совместно с Адольфом Минкиным)
  • 1939 — «Гость» совм. с Адольфом Минкиным (фильм на экраны не выпущен)
  • 1940 — «Музыкальная история» (совместно с Александром Ивановским)
  • 1941 — «Киноконцерт 1941 года» (фильм-концерт, среднеметражный)
  • 1941 — «Сто за одного» (в Боевом к/сб № 2) (короткометражный)
  • 1942 — «Ванька» (в Боевом к/сб № 12) (среднеметражный)
  • 1943 — «Воздушный извозчик»
  • 1947 — «Жизнь в цитадели»
  • 1949 — «Александр Попов» (совместно с Виктором Эйсымонтом)
  • 1951 — «Свет в Коорди»
  • 1952 — «Концерт мастеров искусств» (фильм-концерт) (совместно с Александром Ивановским)
  • 1953 — «Мастера русского балета» (фильм-балет)
  • 1953 — «Сон болельщика» (короткометражный)
  • 1955 — «Счастье Андруса»
  • 1957 — «Поддубенские частушки» (фильм-спектакль)
  • 1960 — «В дождь и в солнце»
  • 1961 — «Как верёвочка ни вьётся…» (короткометражный) (совместно с Леонидом Быковым)
  • 1962 — «Черёмушки»
  • 1966 — «Два билета на дневной сеанс»
  • 1971 — «Чёрные сухари» (СССР/ГДР)
  • 1972 — «Круг»
  • 1974 — «Сержант милиции» (телевизионный)
  • 1976 — «Меня это не касается…»
  • Сценарные работы

  • 1938 — «Профессор Мамлок», автор сценария совм. с Фридрихом Вольфом и Адольфом Минкиным
  • 1941 — «Киноконцерт 1941 года», (фильм-концерт, среднеметражный) автор сценария
  • 1972 — «Круг», участие в сценарии
  • 1976 — «Меня это не касается…», участие в сценарии